Краткая история Ирана (иранского суперэтноса). Предыстория.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

 

Иранский суперэтнос – предыстория.

  • Предыстория. Пророки.
  • Предыстория: "Статьи о цивилизации Элам-Персия.

  • Предыстория: "Статьи о цивилизации Парфия. "

  • Персы выходцы из долин горной системы Загрог (юг современного Ирана)  сокрушили в 6 веке до н.э. Нововавилонское царство и образовали  державу Ахменидов, которая в конце 6 века занимала территорию  от реки Инд до Эгейского моря, от Армении на севере до Первого нильского порога на юге.

    Восточные залы Пушкинского музея. Москва. Фото Лимарева Олега.

    Держава Ахменидов. (Персидская империя.)

    Персидская держава Ахеменидов  (Сайт: «История Древнего Востока») 

    Горный район, где сформировалась этнос персы, сами древние персы называли Парса (Парс) или Парсуаш, христиане Персида. После арабского завоевания Персии в 633- 656 годах  область Парс была переименована в «Фарс». Это связано с тем, что в арабском отсутствует звук  «п».

    Амулет. Парфия.

    После завоевания Персии (державы Ахеменидов) в 330 до н.э.  Александром Македонским греки активно занялись эллинизацией завоеванных  ими государств. Греческий язык и культура распространились по всей Персии и проникли в высшие слои персидского общества.

    Начало эллинизации положил Македонский, уничтожив основные культурные центры  в Персии. Им была основательно разрушена столица державы Ахемединов  город Персиполь.  Разграбив дворцы, Македонский  собственноручно поджигал их. Разграблению  и уничтожению были подвергнуты и другие крупные персидские города: Вавилон, Сузы, Экбатаны…

    Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились, поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту, священную книгу зороастрийцев.

    Но все же персидская  культура сохранилась в Парсе, сердце государства Ахеменидов, там  продолжали жить по законам предков.

    Парса, после завоеваний Македонского, перестали находиться в центре политической жизни региона.

    После распада державы Александра Македонского, Парс в  312 году до н.э.   вошел в состав греческого государства Селевкидов со столицей в Антиохии (Сирия), а затем с 250 года до н.э.  стал окраиной  Парфянского царства  со столицей (царской резиденцией) в Нисе (на территории Туркмении).

     Находясь в зависимости от  этих государств в течение многих веков,  от разгрома  державы Ахеменидов и до падения Парфянской империи, Парс жил относительно самостоятельной экономической и культурной жизнью.

    Здесь с 3 до н.э. по 2 век н.э. даже чеканили свою монету.  По именам правителей, которые выбивали на монетах, можно предположить, что они были из рода Ахеменидов.

    В первом веке до нашей державы, как отмечают историки, было две мировых державы соперничающих между собой за власть над Ближним Востоком это Рим и Парфия.

    Война между державами велась с переменным успехом.

    В 89 году парфянский царь Митридат, пользуясь ослаблением Рима, из-за гражданской войны, покорил всю Малую Азию и частично Грецию.

    В 88 году Митридат издал приказ перебить всех римских подданных  в малоазиатских городах, что привело к активизации дальнейшей борьбы Рима с Парфией, которая продолжалась с переменным успехов в  течение всего 1 века до н.э.

    Рисунок жителя Парфии (1-3 век до н.э.). .

    В 55 году до н.э. римский консул Марк Красс получил в управление провинцию Сирия  и предпринял попытку завоевать Парфию. Руководимая армия в 53 году до н.э. была разгромлена парфянами, римское войско попало в плен и обращено в рабов, сам Марек Красс погиб. Его голову демонстрировали при царском дворе, как военный трофей, подвергая насмешкам.

    На волне ненависти к римлянам возрождалась в Парфии восточная самобытность.

    Война с римлянами шла под девизом восстановление державы Ахеменидов, с опорой на древние культурные традиции. 

    Греческие города  в Парфии в этих условиях лишились своей автономии, эллины подверглись гонениям.  На волне патриотизма шел отказ от всего греческого, римского, т.е. западного.

    В Парфии повсеместно начинает возрождаться  древние культурные традиции, связанные  с почитанием древних богов, культурными центрами становятся древние святилища. Города Парфии начинают приобретать вид восточного города, идет отказ от греческих традиций в строительстве.

     Активно начинается распространение зороастризма.

    Первоначально столицей Парфии в 1 веке до н.э.  стали Экбатаны, а затем, с середины I в. н. э. - Ктесифон, - город, который возник недалеко от важнейшего эллинистического, торгово-ремесленного центра - Селевкии на Тигре.

    С этого времени Парфия стала вмешиваться во все события, которые происходили в Восточном Средиземноморье

    Парфянский царь Пакор 1 (51-38 г до н.э.) захватил Сирию и все финикийские города, кроме Тира. По мере приближения парфянских войск началось антиримское восстание в Палестине. Это привело к тому, что Сирия, Палестина и почти вся Малая Азия оказались в руках парфян к 40 году  до н. э.

    В 39 - 38 гг. до н.э. Вентидий Басс (полководец консула  Марка Антония), нанес парфянам несколько сокрушительных ударов. В 38 г. до н. э. в битве при Гиндаре погиб сам царь Пакор 1. Вскоре граница между Парфией и Римом на Евфрате была восстановлена. В следующем году трон в Парфии занял Фраат IV (37 - 2 гг. до н. э.).

    В 36 г Антоний лично  возглавил армию, вторгшуюся  в область подвластную Парфии Мидию, и осадил главный город Атропатены, но встретил решительное сопротивление.

    Боевая колесница. Печать в греко-песидском стиле. Найдена в Средней Азии.

    Неожиданное нападение парфян на тылы римской армии  привело к потере  обозов с продовольствием и осадной техникой. Римляне были вынуждены отступить. Потеряв четверть войска, Антонию удалось уйти  в  пределы римского государства.

    В 35 г Антоний повторил попытку борьбы с Парфией. Он вторгся в находящуюся под влияние Парфии Армению, где не встретили сопротивления, Антоний  схватил армянского царя и казнил его.

     Пришедший к абсолютной власти в Риме 30 г до н.э. Октавиан  Август повёл относительно Парфии осторожную политику и довольствовался заключением в 20 г до н.э. с Парфией мирного договора, по которому парфянский царь Фраат 6 возвращал Риму захваченных римских воинов, а так же военные штандарты. Пропагандистская машина Октавиана  представила этот акт, как крупную победу на Востоке: о нем упоминалось в хрониках, литературных произведениях  и были выпушены монеты, посвященные этому событию.

  • главная