Лимарев В.Н.
Иранский
суперэтнос – предыстория.
Персы выходцы из долин
горной системы Загрог (юг современного Ирана) сокрушили в 6 веке до н.э. Нововавилонское
царство и образовали державу Ахменидов,
которая в конце 6 века занимала территорию
от реки Инд до Эгейского моря, от Армении на севере до Первого нильского
порога на юге.
Держава
Ахменидов. (Персидская империя.)
Персидская держава Ахеменидов (Сайт: «История
Древнего Востока»)
Горный район, где сформировалась этнос персы, сами древние персы
называли Парса (Парс) или Парсуаш, христиане Персида. После арабского
завоевания Персии в 633- 656 годах область Парс была переименована в «Фарс». Это
связано с тем, что в арабском отсутствует звук «п».
После завоевания Персии (державы Ахеменидов) в 330 до н.э. Александром Македонским греки активно занялись
эллинизацией завоеванных ими государств.
Греческий язык и культура распространились по всей Персии и проникли в высшие
слои персидского общества.
Начало эллинизации положил Македонский, уничтожив основные культурные
центры в Персии. Им была основательно
разрушена столица державы Ахемединов
город Персиполь. Разграбив
дворцы, Македонский собственноручно
поджигал их. Разграблению и уничтожению
были подвергнуты и другие крупные персидские города: Вавилон, Сузы, Экбатаны…
Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились,
поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на
греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту,
священную книгу зороастрийцев.
Но все же персидская культура
сохранилась в Парсе, сердце государства Ахеменидов, там продолжали жить по законам предков.
Парса, после завоеваний Македонского, перестали находиться в центре
политической жизни региона.
После распада державы Александра Македонского, Парс в 312 году до н.э. вошел в
состав греческого государства Селевкидов со столицей в Антиохии (Сирия), а
затем с 250 года до н.э. стал окраиной Парфянского царства со столицей (царской резиденцией) в Нисе (на территории
Туркмении).
Находясь в зависимости от этих государств в течение многих веков, от разгрома
державы Ахеменидов и до падения Парфянской империи, Парс жил
относительно самостоятельной экономической и культурной жизнью.
Здесь с 3 до н.э. по 2 век н.э. даже чеканили свою монету. По именам правителей, которые выбивали на монетах,
можно предположить, что они были из рода Ахеменидов.
В первом веке до нашей державы, как отмечают историки, было две мировых
державы соперничающих между собой за власть над Ближним Востоком это Рим и
Парфия.
Война между державами велась с переменным успехом.
В 89 году парфянский царь Митридат, пользуясь ослаблением Рима, из-за
гражданской войны, покорил всю Малую Азию и частично Грецию.
В 88 году Митридат издал приказ перебить всех римских подданных в малоазиатских городах, что привело к
активизации дальнейшей борьбы Рима с Парфией, которая продолжалась с переменным
успехов в течение всего 1 века до н.э.
В 55 году до н.э. римский консул Марк Красс получил в управление провинцию
Сирия и предпринял попытку завоевать
Парфию. Руководимая армия в 53 году до н.э. была разгромлена парфянами, римское
войско попало в плен и обращено в рабов, сам Марек Красс погиб. Его голову демонстрировали
при царском дворе, как военный трофей, подвергая насмешкам.
На волне ненависти к римлянам возрождалась в Парфии восточная самобытность.
Война с римлянами шла под девизом восстановление державы Ахеменидов, с
опорой на древние культурные традиции.
Греческие города в Парфии в этих условиях
лишились своей автономии, эллины подверглись гонениям. На волне патриотизма шел отказ от всего греческого,
римского, т.е. западного.
В Парфии повсеместно начинает возрождаться древние культурные традиции, связанные с почитанием древних богов, культурными
центрами становятся древние святилища. Города Парфии начинают приобретать вид
восточного города, идет отказ от греческих традиций в строительстве.
Активно начинается распространение зороастризма.
Первоначально столицей Парфии в 1 веке до н.э. стали Экбатаны, а затем, с середины I в. н. э.
- Ктесифон, - город, который возник недалеко от важнейшего эллинистического,
торгово-ремесленного центра - Селевкии на Тигре.
С этого времени Парфия стала вмешиваться во все события, которые
происходили в Восточном Средиземноморье
Парфянский царь Пакор 1 (51-38 г до н.э.) захватил Сирию и все
финикийские города, кроме Тира. По мере приближения парфянских войск началось
антиримское восстание в Палестине. Это привело к тому, что Сирия, Палестина и
почти вся Малая Азия оказались в руках парфян к 40 году до н. э.
В 39 - 38 гг. до н.э. Вентидий Басс (полководец консула Марка Антония), нанес парфянам несколько
сокрушительных ударов. В 38 г. до н. э. в битве при Гиндаре погиб сам царь
Пакор 1. Вскоре граница между Парфией и Римом на Евфрате была восстановлена. В
следующем году трон в Парфии занял Фраат IV (37 - 2 гг. до н. э.).
В 36 г Антоний лично
возглавил армию, вторгшуюся в область
подвластную Парфии Мидию, и осадил главный город Атропатены, но встретил
решительное сопротивление.
Неожиданное нападение парфян на тылы римской
армии привело к потере обозов с продовольствием и осадной техникой.
Римляне были вынуждены отступить. Потеряв четверть войска, Антонию удалось
уйти в
пределы римского государства.
В 35 г Антоний повторил попытку борьбы с Парфией. Он вторгся в
находящуюся под влияние Парфии Армению, где не встретили сопротивления,
Антоний схватил армянского царя и казнил
его.
Пришедший к абсолютной власти в Риме 30 г до н.э. Октавиан Август повёл относительно Парфии осторожную политику и
довольствовался заключением в 20 г до н.э. с Парфией мирного договора, по которому
парфянский царь Фраат 6 возвращал
Риму захваченных римских воинов, а так же военные штандарты. Пропагандистская
машина Октавиана представила этот акт, как крупную победу на Востоке:
о нем упоминалось в хрониках, литературных произведениях и были выпушены монеты, посвященные этому
событию.
главная