Обучение и воспитание у зороастрийцев (Эраншахр.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Обучение и воспитание у зороастрийцев (Эраншахр.)

 

Часть5 . Шахиншах Шапур 1 (241 - 272 гг.) описывает, как проходило его обучение и воспитание.

Царь сражается с чудовищем. (Из иранской мифологии) Барельеф.

Детство Шапура прошло во дворце в окружении матери воспитателей и друзей для игр.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать подарила ему на день рождения небольшую лошадь и сказала, чтобы он сам ее оседлал: «Я очень обрадовался, лошадь была маленькая и очень игривая. Это была моя первая лошадь, совершенно белая, без единого пятнышка. Я назвал ее Сэпидак (Беленький). Взял в руки уздечку и с помощью конюха царской конюшни сел на лошадь».
Мать сказала: «Правитель Ирана должен быть первым воином, лучшим воином, чтобы быть защитником царства и ею границ». И сына стали обучать обращению с лошадью и верховой езде, чтобы «быть единым целым с лошадью».
Через шесть лет я уже справлялся с любыми лошадьми», - пишет Шапур.
Вместе с верховой ездой начал обучаться военному мастерству: сначала - стрельбе из лука, потом - стрельбе из лука во время поездки на лошади. В 10 лет первый раз в жизни взял и руки меч, деревянный. Обрадовался. Но быстро обессилел, почувствовав свою слабость. Постепенно вес деревянного меча увеличивали, чтобы потом стальной меч не казался тяжелым. Очень хотел меч стальной, крепкий. Общаясь с детьми, научился ценить дружбу и стал сам выбирать себе друзей.
В 12 лет на день рождения получил всё настоящее: меч, щит, лук, стрелы, копье, аркан шлем и доспехи - полный боевой комплект настоящего персидского воина. И тут же все это на себя надел и навесил, а поскольку от рождения был физически крепко слаженным и имел очень широкую грудь и большие плечи, то не выглядел мальчишкой, и переполненный гордостью «почувствовал себя мужчиной, воином, шахиншахом; и те, кто меня обучал, отдали мне честь и поприветствовали, как царя».

День стал очень значимым: «Я уже не был ребенком, я осознал себя как личность, с этого времени меня называли шахиншахом». С этого же времени началась настоящая военная подготовка: «Я хотел быть похожим на царей и иметь их славу. Учился бороться до последнего вздоха и последней капли крови, учился понимать ответственность за корону и шатер шаха». Но «военное дело» было не единственным предметом обучения царевичей. Они получали самое всестороннее образование, какое только было возможно по тем временам.
Учеба была трудной, поскольку включала в себя и общеобразовательный курс, и специальное обучение - царское.
Уже в начальной школе он изучал языки фарси, пехлеви (древний фарси) и все существовавшие на тот момент иранские диалекты, а также религиоведение политику, историю и культуру Ирана, математику, звездочтение и другие науки.

 «Особенно понравилось читать о мобеде Ардавиразе, который, войдя в особое состояние, временно покинул свое тело и семь дней путешествовал в ином мире, и, вернувшись обратно, рассказал об этом», - пишет Шапур.
Ритуалы религии преподавал мобед Бехег. Во время занятия  «Мы надевали белые одежды, читали молитвы, разжигали огонь, посыпали в него  благовонья, окуривая помещение и очищая его от влияния дурных сил. Обучение делам религии имело для меня очень большое значение, потому что религия имела большое политическое значение».
Знакомились в школе и с другими религиями, например с «греческой». Греческих богов мы  сравнивали  с иранскими  - Митру с Аполлоном, Анахиту с Венерой. И далее, рассматривая легенды и мифы Ирана, находит их схожими с аналогичными сказаниями других стран и приходит к выводу, что «все они из одного источника вышли».
В данном разделе своей биографии Шапур анализирует всех греческих именитостей - Евклида, Пифагора, Гераклита, Сократа, Демократа, Платона и Аристотеля, высказывая свое мнение о каждом из этих философов и их трудах…

Шапур называет Платона «знатоком политики», а мудрого Сократа «учителем философов» и «богом морали».
Не меньшее значение в школе придавалось и точным наукам - математике, геометрии и звездочтению. Изучали геометрию Евклида, математические труды Пифагора, инженерное дело, а также иранскую, ассирийскую, халдейскую и финикийскую астрономию и астрологию.
«Учителем математики, астрономии и прочих наук был Хуман Гити Сапехри. Он был звездочетом и инженером... Мы, персы, строили города, и математика была особенно важна. Математика помогала разбираться в географических картах, чертежах зданий и мостов и многое понимать в этом. В будущем, благодаря изучению этих наук, я мог свободно разговаривать с инженерами и объяснять им, что я хотел бы построить, на их языке! Я мог разговаривать с ними на научном языке, и не был дураком рядом с ними!» - пишет Шапур.
Что же касается звездочтения, то в те времена это занятие было обычной прикладной наукой. Говоря современным языком, это была «прикладная астрология», и ею в той или иной мере владели все образованные люди, ну а для решения более важных задач и вопросов прибегали к помощи профессионалов: «Законы математики незыблемые, а звезды неба свободные и ни от кого независимые, но их движение постоянно и имеет свои законы... В дальнейшем с этим моим учителем постоянно советовался, не о том - делать или нет, а о том - как делать, потому что хотел, чтобы дела мои в хорошее время делались, будь то война или строительство, чтобы на небе все было благополучно...
«Мобады из нас, шахов, делали образованных людей!» - говорит Шапур. Вот как воспитывали будущих правителей!

  • главная