Лимарев В.Н.
Обучение и воспитание у зороастрийцев (Эраншахр.)
Часть5 . Шахиншах Шапур 1 (241 - 272
гг.) описывает, как
проходило его обучение и воспитание.
Детство
Шапура прошло во дворце в окружении матери
воспитателей и друзей для игр.
Когда
мальчику исполнилось 6 лет, мать подарила ему на день рождения небольшую лошадь
и сказала, чтобы он сам ее оседлал: «Я очень обрадовался, лошадь была маленькая
и очень игривая. Это была моя первая лошадь, совершенно белая, без единого
пятнышка. Я назвал ее Сэпидак (Беленький). Взял в
руки уздечку и с помощью конюха царской конюшни сел на лошадь».
Мать сказала: «Правитель Ирана должен быть первым воином, лучшим воином, чтобы
быть защитником царства и ею границ». И сына стали обучать обращению с лошадью
и верховой езде, чтобы «быть единым целым с лошадью».
Через шесть лет я уже справлялся с любыми лошадьми», - пишет Шапур.
Вместе с верховой ездой начал обучаться военному мастерству: сначала - стрельбе
из лука, потом - стрельбе из лука во время поездки на лошади. В 10 лет первый
раз в жизни взял и руки меч, деревянный. Обрадовался. Но быстро обессилел,
почувствовав свою слабость. Постепенно вес деревянного меча увеличивали, чтобы
потом стальной меч не казался тяжелым. Очень хотел меч стальной, крепкий.
Общаясь с детьми, научился ценить дружбу и стал сам выбирать себе друзей.
В 12 лет на день рождения получил всё настоящее: меч, щит, лук, стрелы, копье,
аркан шлем и доспехи - полный боевой комплект настоящего персидского воина. И
тут же все это на себя надел и навесил, а поскольку от рождения был физически
крепко слаженным и имел очень широкую грудь и большие плечи, то не выглядел
мальчишкой, и переполненный гордостью «почувствовал себя мужчиной, воином,
шахиншахом; и те, кто меня обучал, отдали мне честь и поприветствовали, как
царя».
День
стал очень значимым: «Я уже не был ребенком, я осознал себя как личность, с
этого времени меня называли шахиншахом». С этого же времени началась настоящая
военная подготовка: «Я хотел быть похожим на царей и иметь их славу. Учился бороться
до последнего вздоха и последней капли крови, учился понимать ответственность
за корону и шатер шаха». Но «военное дело» было не единственным предметом
обучения царевичей. Они получали самое всестороннее образование, какое только
было возможно по тем временам.
Учеба была трудной, поскольку включала в себя и общеобразовательный курс, и
специальное обучение - царское.
Уже в начальной школе он изучал языки фарси, пехлеви (древний фарси) и все
существовавшие на тот момент иранские диалекты, а также религиоведение
политику, историю и культуру Ирана, математику, звездочтение
и другие науки.
«Особенно понравилось читать о мобеде Ардавиразе, который, войдя
в особое состояние, временно покинул свое тело и семь дней путешествовал в ином
мире, и, вернувшись обратно, рассказал об этом», - пишет Шапур.
Ритуалы религии преподавал мобед Бехег.
Во время занятия «Мы надевали белые
одежды, читали молитвы, разжигали огонь, посыпали в него благовонья, окуривая помещение и очищая его
от влияния дурных сил. Обучение делам религии имело для меня очень большое
значение, потому что религия имела большое политическое значение».
Знакомились в школе и с другими религиями, например с «греческой». Греческих
богов мы сравнивали с иранскими
- Митру с Аполлоном, Анахиту с Венерой. И
далее, рассматривая легенды и мифы Ирана, находит их схожими с аналогичными
сказаниями других стран и приходит к выводу, что «все они из одного источника
вышли».
В данном разделе своей биографии Шапур анализирует всех греческих именитостей -
Евклида, Пифагора, Гераклита, Сократа, Демократа, Платона и Аристотеля,
высказывая свое мнение о каждом из этих философов и их трудах…
Шапур
называет Платона «знатоком политики», а мудрого Сократа «учителем философов» и
«богом морали».
Не меньшее значение в школе придавалось и точным наукам - математике, геометрии
и звездочтению. Изучали геометрию Евклида,
математические труды Пифагора, инженерное дело, а также иранскую, ассирийскую,
халдейскую и финикийскую астрономию и астрологию.
«Учителем математики, астрономии и прочих наук был Хуман
Гити Сапехри. Он был
звездочетом и инженером... Мы, персы, строили города, и математика была
особенно важна. Математика помогала разбираться в географических картах,
чертежах зданий и мостов и многое понимать в этом. В будущем, благодаря
изучению этих наук, я мог свободно разговаривать с инженерами и объяснять им,
что я хотел бы построить, на их языке! Я мог разговаривать с ними на научном
языке, и не был дураком рядом с ними!» - пишет Шапур.
Что же касается звездочтения, то в те времена это
занятие было обычной прикладной наукой. Говоря современным языком, это была
«прикладная астрология», и ею в той или иной мере владели все образованные
люди, ну а для решения более важных задач и вопросов прибегали к помощи
профессионалов: «Законы математики незыблемые, а звезды неба свободные и ни от
кого независимые, но их движение постоянно и имеет свои законы... В дальнейшем
с этим моим учителем постоянно советовался, не о том - делать или нет, а о том
- как делать, потому что хотел, чтобы дела мои в хорошее время делались, будь
то война или строительство, чтобы на небе все было благополучно...
«Мобады из нас, шахов, делали образованных людей!» -
говорит Шапур. Вот как воспитывали будущих правителей!
главная