Поклонение огню у зороастрийцев. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Поклонение огню у зороастрийцев.

 

  • Религии мира.
  • «Благие мысли, благие слова, благие дела».

    (Символ зороастрийской веры)

    Зороастриец из города Согда у ритульного огня. Эрмитаж. Фрески из Согды. Начало 8 века.  Фото Лимарева В.Н.

    1.Храмы огня.

     

    Первоначально у зороастрийцев не было храмов огня и изображений божеств.

    Стражники охраняющие священый огонь. Бляшка. 4 век. Мерв.

    Отправление культа происходило под открытым небом, в горах.

    Тот, кто хотел принести жертву, украсивши себя миртовой веткой, отводил животное на чистое место и там молился. Затем он разрезал на части жертвенное животное, варил мясо... потом присутствующий маг пел священную песню.

    Традиция строительства храмов со священным огнем  стала появляться позже, вероятно,   традиция была заимствована зороастрийцами  у древних огнепоклонников, справлявших местные религиозные культы.

    Традиции строительства храмов огня возникли во времена правления Ахеменидов  (персидская держава  547 г до н.э. -330 г до н.э.) и широко получила распространение  во время правления царской династии  Сасанидов  (Эраншахр (Царство Ариев) 226 г.н.э. - 651 г.н.э).

    Изначально храмы огня посвящались древнему божеству победы Верентранге (разрушающему преграды и дарующему военные успехи персам), именно этому божеству было посвящено большинство храмов во времена Ахеменидов.

    Храм зороастрийцев сам  по себе не обладает святостью  даже после освещения, а является скорее, хранилище священного огня, помещением для хранения огня с  каменным куполом над огнем.

    Во времена Сасанидов большие и малые храмы огня строились в основном по единому плану и являлись традиционными. Внешний декорум и внутреннее убранство их были очень скромными и простыми. Строительным материалом служил камень или необожженная глина, стены внутри храма были оштукатурены. Основное помещение представляло собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном или кирпичном постаменте – алтаре   помещался священный огонь. Зал с огнем был изолирован от других помещений толстыми стенами и галереей с четырехсводчатым порталом. Купол храма опирался на четыре столбообразные колонны, соединявшие углы каждой арки.

     

    2.Священый огонь.

     

    Ранг храма обусловлен исключительно степенью важности помещенного в  него огня, и именно это обстоятельство регулирует внутреннюю жизнь святилища.

    Священные огни Зороастрийцев.

    Каждый приходивший к власти царь из династии Сасанидов  имел свой огонь, зажигавшийся в храме в дни его царствования, который поддерживался в переносном алтаре.

    В  80-90 гг. III в. н.э. при Варахране II всеми религиозными делами вершил верховный жрец Картир, основавший по всей стране множество  храмов огня. В это время самым великим и почитаемым был огонь Варахрана (Бахрам), составлявший основу священных огней главных провинций и крупных городов иранской державы.

    Он стали центрами зороастрийского вероучения, «строгого соблюдения религиозных обрядов».

    Огонь Варахрана (Бахрам) во времена Сасанидов считался защитником в житейских нуждах, хранителем путешествующих. Бахрам стал символом праведности, истоком силы для людей в борьбе с силами зла и тьмы,  возглавляемыми духом-разрушителем Анхра-Майнью.

    Другие огни были рангом ниже огня Бахрама. Огонь второй степени назывался Адаран, огонь третьей степени – Даргах. От огня Бахрама зажигались огни второй и третьей степени в городах, от них – алтари огня в деревнях, небольших населенных пунктах и домашние алтари в жилищах простых зороастрийцев.

    В дальнейшем, по традиции, огонь Бахрама составлялся  из 16 видов огня, взятых из домашних очагов представителей разных сословий, в том числе священнослужителей, воинов, писцов, а также торговцев, ремесленников, земледельцев и т.п.

    Священный огонь на Сасанисткой монете 3 века

    1 - огонь  от погребальных костров;

    2- огонь, используемый красильщиком;

    3- огонь из домов правителя и представителя власти;

    4- огонь, используемый гончаром;

    5- огонь используемый изготовителем кирпичей;

    6-огонь из жилища  факира (нищего) или аскета;

    7-огонь, используемый ювелиром;

    8-огонь, используемый в монетном дворе;

    9-огонь, используемый кузнецом,

    10-огонь, используемый оружейным мастером;

    11-огонь, используемый пекарем;

    12-огонь, используемый пивоваром, винокуром или идолопоклонником;

    13- огонь, используемый военными или путешественниками,

    14- огонь, используемый пастухом;

    15-огонь, произведенный природной молнией;

    16 –домашний огонь, или огонь их дома любого зороастрийца.

    Однако одним из главных огней был пятнадцатый; его подчас приходилось ждать годами, и образовывался он от удара молнии в дерево.

    Но самым трудным для получения являлся первый, т.е. огонь от погребальных костров, так как сами зороастрийцы считали сжигание трупа осквернением священной материи (огня). Сжигание трупа у зороастрийцев было строжайше запрещено. Для получения огня  от погребальных костров необходимо было отправляться в Индию, где индуисты сжигали трупы, там зороастрийцы пытались получить огонь от погребального костра брахмана.

     

    Существовало неукоснительное правило – обновлять через определенный период времени все огни; существовал особый ритуал очищения огня и возведения на алтарь нового огня в храме.

    Ритуальное шествие возведения очищенного огня на храмовый трон (алтарю, где должен гореть огонь) возглавлял верховный жрец. Два или три жреца торжественно несли курильницу с огнем, над которым священнослужители  поддерживали балдахин.  Вокруг огня шествовала гвардия телохранителей вооруженных мечами. Далее шли представители религиозной и светской власти. Священнослужители  несли ритуальное оружие для борьбы с силами зла и жезлы с навершиями в виде бычьих голов.

    Часть этого оружия священнослужители развешивали на стены храма, как напоминание о том, что зороастрийцы готовы защищать священный огонь от посягательства нечестивцев.

    Курильница с огнем Бахрам  вознесенная на трон в храме огня становится с этого момента символическим руководителем духовной жизни зороастрийской  общины, во времена Сасанидов покровителем  государства и, и как полагается царю, увенчивается короной, которая представляет металлический поднос, подвешенный высоко  над пылающим огнем.

    Входить в святилище имел право лишь жрец после прохождения сложного очистительного ритуала, который длится несколько дней.

    Прикасаться к огню жрец мог, соблюдая определенные процедуры, надев на голову белую шапочку типа тюбетейки, а на руки перчатки, закрывал рот и нос полумаской, чтобы дыхание не оскверняло огня. Затем специальными щипцами он мешал огонь в светильнике алтаря, чтобы пламя горело ровно. Дрова в алтарной чаше были из ценных твердых пород деревьев, в том числе сандалового; когда они горели, помещение наполнялось приятным запахом.

     Огонь поддерживался жрецами круглосуточно. Сутки делятся на пять периодов, и вначале каждого совершалась процедура подкладывания дров, длящаяся по целому часу, сопровождаемая произношением магических формул (заклинаний).

    «Господи! Мы прославляем Тебя Твоим огнем!

    Мы прославляем тебя приношением благих мыслей!

    Мы прославляем тебя приношением благих слов!

    Мы прославляем тебя приношением благих деяний.

    Все это делам мы ради просвещения наших мыслей, просвещения наших слов, просвещения наших деяний».

    Накапливавшаяся от постоянно горящего огня зола собиралась священнослужителями в специальные коробочки, которые потом закапывались в чистой земле.

     

    3. Священнодействие  Ясна.

     

    Во время ритуала. Средня Азия. 1 тыс. н.э.

    Однако ни один праздник, церемония или обряд не обходился без огня – символа главного зороастриского бога Ахура-Мазды. Культ огня являлся воплощением Арты. Огонь (Атар) проявляется в разных видах: как небесный огонь, как огонь, скрытый в дереве, огонь молнии, огонь, дающий тепло и жизнь человеческому телу, и, наконец, высший, священный огонь («высокой пользы»), который зажигается в храмах. Огню посвящен каждый девятый день месяца и весь девятый месяц – с 16 ноября по 15 декабря.

    Основным обрядом, который совершают зороастрийцы у священного огня является «Ясна». Ясна означает «почитание» или «священнодействие».  Одна из частей священной книги зорастрийцев Авесты имеет название «Ясна», там изложено зороастийские  священные тексты,  читаемые при богослужении.

    Совершается  «ясна» как по индивидуальному заказу мирян, так и (чаще всего) по случаю одного из шести «гаханбаров» — традиционных великих зороастрийских праздников.

    «Ясна» всегда совершается на рассвете как минимум двумя священниками.  Служба проводится в специальном помещении, где на полу расстилается скатерть или есть участок пола, усланный  травой. В процессе службы задействуются различные предметы, имеющие своё символическое значение, прежде всего огонь (обычно зажигаемый от храмового огня), благовонные дрова для него, вода, молоко, веточки граната, цветы, фрукты, и др.

    Перед совершением непосредственного богослужения священники  совершают очистительные обряды, как очищение самого жреца, так и предметов, которые будут ими использоваться при ритуале. Очищение производится водой из колодца, который есть при каждом зороастриском  храме.

    Затем идет приготовление басмана – букета из ветвей растений: граната, тамариска и других растений, иногда это пучок травы, который призван символизировать растительное творение Ахура-Мазды.

    Затем идет приготовление (выпечка)  священного хлеба «дрон» по традиционным рецептам.

    Затем приготавливают – священного напитка  бессмертия  парахаомы (напиток красного цвета), основой которого в древности является священное растения «хаома» (сома), содержащего  эфедрин, который вызывает галлюцинации.  Сок растения смешивали с водой, кислым молоком…. Позже напиток стали изготавливать из коровьего или козьего молока и  граната.

      Приготовление напитка сопровождается  ритуальными действиями.

    До  19 века у ритуального костра совершалось некоторыми зораострийскими сектами  жертвоприношение, с жертвенными животными: ягнятами, конями… иногда, в современное время, жертву символизируют  кусочки мяса.

    Не все зороастрийцы поддерживали необходимость ритуала жертвоприношение,

    После окончания приготовления происходит собственно «ясна».

    Священники сидят лицом друг к другу на скатерти или высланном травой участке пола, а верующие располагаются вокруг.

    Совершая «Ясну» жрецы произносят все семнадцать Гат, откровенных песнопений, принадлежащих самому Заратуштре, и вкушают с верующими священный напиток парахаома, хлеб «дрон» и  … мясо жертвенных животных.

     

    Основной источник:

    Е.А. Дорошенко: «Зороастрийцы в Иране»

    В.Ю.Крюкова: «Зороастризм».

  • главная