Пророк Мани и манихейство.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Пророк Мани и манихейство.

 

  • Религии мира.
  • Основа человека – «искра Божьего света».

    (Пророк Мани).

     

    Пророк Мани проповедует.

    Две державы Римская и Парфянская находились в 3 веке в состоянии глубочайшего кризиса. В результате моральной деградации общества  широко получили распространения различные религиозные учения, которые проповедовали путь к спасанию погрязшим в пороках людей.

    Христианство в период кризиса широко стало распространяться в Римской империи и  проникло в Парфию. Со стороны Востока, посредством Кушанской империи в Парфию стал проникать буддизм.

    Зороастризм к началу   третьего века  был преимущественно верование персов проживающим в  провинции Парс.  Но благодаря тому, что в Парсе зороастризм был государственный религией, сплотившей персов, персам удалось к 330 году утвердиться во власти в Парфии и приступить к строительству нового государственного образования.

    Но агрессивно  внедрять чуждый многих народом населявшим  Парфия зороастризм персы не решились, так как встречали сопротивление, как со стороны иудеев-христиан, так и со стороны буддистов. У иудеев-христиан, буддистов и  зороастрийцев  был общий враг эллинизм: римское и греческое многобожье и атеизм, как неверие в богов – получившее широкое распространение в смутное время.

    Становление Сасанидской государственности началось при шахиншахе  Шапуре 1, который правил  с  242 года по 272 год.

    В период его правление  главой магов, т.е.  «магом магов»  (магупат)  был Картир, задача которого в основном состояла в пропаганде зороастрийства  на покоренных персами  территориях.  Но,  очевидно,  успехи  у Катара были небольшие, религия Персов  воспринималась как религия народа завоевателя. 

    Шапур 1, в этих условиях,  стал больше уделять внимание деятельности другого мага  Мани, который  создал свое религиозное учение, стремясь объединить распространенные в  государстве Сасанидов религиозные течения: зороастризм, христианство и буддизм.  

    Родился Мани (Манес)  в 215 году в знатной семье принадлежащей роду Аршакидов. Воспитывался Мани среди иудеев-христиан.

    Начал свою проповедь около 240 н.э. в  столице государства Ктесифонте.

    Мани признавал Христа, Будду и Заратуштру считая их посланниками Бога – вестниками приближения окончательной победы света  над силами тьмы.  Будда был посланником в Индии, Заратуштра в Иране, Иисус Христос в Малой Азии и Европе. Мани считал себя так же посланником Бога для спасения мира, призванным объединить  учение  этих пророков, себя Мани  называл апостолом Иисуса Христа

     

    Пропаганды манихейства  была разрешена Шапуром 1 на всей территории империи.

    Краеугольным камнем религиозного ученья Мани является утверждение:  «Бог  (Правитель Царства Света) не мог создать зло в мире, так как он воплощение добра». Материальный мир существует помимо воли  Бога, а человек это смесь материи и сияния горнего  (высшего) света. В существующий материальный мир  «Князем Тьмы» были внесены похищенные у Бога  искорки жизни (частицы Божественного света) и использованы для организации жизни на Земле. По учению Мани, основное в человеке  - “искры божьего света”, и задача истинного праведника - способствовать ее освобождению, т.е. отделение божественного начала в человеке от материального.

    Мани призывал  освободить частицы света, заключенные в них самих,  способствовать  возвращению  светлой начала украденного  «Князем Тьмы» и возвращение его в царство света, т.е.  в  Божественное лоно.

    Манихейство считает развитие природы  должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом вследствие духовного развития человека,  цель духовного развития  заключается в освобождении себя от зла. Злом является материальный  мир, добром -  аскетизм и духовный образ жизни.

    Истинный праведник должен поститься определенное количество раз в году, исповедоваться у «избранных», т.е. религиозных наставников и получать от них наставления о праведном образе жизни и заботиться об «избранных».  «Избранные» должны воздерживаться от некоторых видов пищи, соблюдать обет безбрачия, не должны даже касаться руками всего «тленного и злого». Задача «избранных» молится за свою паству, за то, чтобы их души попали в царство света, пройдя предварительно цикл превращений, являясь на земле снова и снова, пока сами не станут избранными.

    Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он же Бог Отец или Великий Отец Светов. Он представляет собой воплощённое добро и благодать и проявляется в четырёх божественных формах: как Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название четырёхликий Отец Величия. Отец Света также наделён пятью «славными качествами», «славами» или «доблестями»: умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром.

    Мани начал свою проповедь у персов. Затем учение распространилось в Вавилонии, в восточных областях Римской империи. Но затем Мани отправился на восток и достиг областей Центральной Азии. По возвращении в Иран он был обвинен в ереси, схвачен и выдан зороастрийскому жречеству, которое, после смерти покровителя Мани шахиншаха Шапура 1, стало активно противоборствовать распространению манихейства, объявив его ересью.   Казнили  Мани в 276 году. 

    Манихейское учение, не связанное со сложным ритуалом зороастризма, привлекло к себе внимание и получило распространение. На востоке Ирана при жизни Мани действовали двенадцать проповедников его идей; в Мерве, тоже при жизни Мани, существовала большая манихейская община, многочисленные общины были в Месопотамии.

    Манихейцы преследуемые в Иране, переселились в Среднюю Азию, где распространение манихейства засвидетельствовано целым рядом сохранившихся письменных памятников.

  • Л.Н. Гумилев. Гностицизм. Поклонники света. Манихейство.


  • главная