Лимарев В.Н.
Пророк Мани и манихейство.
Основа человека – «искра Божьего
света».
(Пророк Мани).
Две державы Римская и Парфянская находились в 3 веке в
состоянии глубочайшего кризиса. В результате моральной деградации общества широко получили распространения различные
религиозные учения, которые проповедовали путь к спасанию погрязшим в пороках
людей.
Христианство в период кризиса широко стало
распространяться в Римской империи и
проникло в Парфию. Со стороны Востока, посредством Кушанской империи в
Парфию стал проникать буддизм.
Зороастризм к началу
третьего века был преимущественно
верование персов проживающим в провинции
Парс. Но благодаря тому, что в Парсе
зороастризм был государственный религией, сплотившей персов, персам удалось к
330 году утвердиться во власти в Парфии и приступить к строительству нового
государственного образования.
Но агрессивно внедрять чуждый многих народом населявшим Парфия зороастризм персы не решились, так как
встречали сопротивление, как со стороны иудеев-христиан, так и со стороны
буддистов. У иудеев-христиан, буддистов и
зороастрийцев был общий враг
эллинизм: римское и греческое многобожье и атеизм, как неверие в богов – получившее
широкое распространение в смутное время.
Становление Сасанидской государственности началось при
шахиншахе Шапуре 1, который правил с 242
года по 272 год.
В
период его правление главой магов, т.е. «магом магов»
(магупат) был Картир, задача которого в
основном состояла в пропаганде зороастрийства
на покоренных персами территориях. Но,
очевидно, успехи у Катара были небольшие, религия Персов воспринималась как религия народа
завоевателя.
Шапур
1, в этих условиях, стал больше уделять
внимание деятельности другого мага Мани,
который создал свое религиозное учение,
стремясь объединить распространенные в
государстве Сасанидов религиозные течения: зороастризм, христианство и
буддизм.
Родился
Мани (Манес) в 215 году в знатной семье
принадлежащей роду Аршакидов. Воспитывался Мани среди иудеев-христиан.
Начал
свою проповедь около 240 н.э. в столице государства
Ктесифонте.
Мани
признавал Христа, Будду и Заратуштру считая их посланниками Бога – вестниками
приближения окончательной победы света
над силами тьмы. Будда был
посланником в Индии, Заратуштра в Иране, Иисус Христос в Малой Азии и Европе.
Мани считал себя так же посланником Бога для спасения мира, призванным
объединить учение этих пророков, себя Мани называл апостолом Иисуса Христа
Пропаганды
манихейства была разрешена Шапуром 1 на
всей территории империи.
Краеугольным
камнем религиозного ученья Мани является утверждение: «Бог
(Правитель Царства Света) не мог создать зло в мире, так как он
воплощение добра». Материальный мир существует помимо воли Бога, а человек это смесь материи и сияния
горнего (высшего) света. В существующий
материальный мир «Князем Тьмы» были
внесены похищенные у Бога искорки жизни
(частицы Божественного света) и использованы для организации жизни на Земле. По
учению Мани, основное в человеке -
“искры божьего света”, и задача истинного праведника - способствовать ее
освобождению, т.е. отделение божественного начала в человеке от материального.
Мани
призывал освободить частицы света,
заключенные в них самих,
способствовать возвращению светлой начала украденного «Князем Тьмы» и возвращение его в царство
света, т.е. в Божественное лоно.
Манихейство
считает развитие природы должно
завершиться окончательным поглощением тьмы светом вследствие духовного развития
человека, цель духовного развития заключается в освобождении себя от зла. Злом
является материальный мир, добром - аскетизм и духовный образ жизни.
Истинный
праведник должен поститься определенное количество раз в году, исповедоваться у
«избранных», т.е. религиозных наставников и получать от них наставления о
праведном образе жизни и заботиться об «избранных». «Избранные» должны воздерживаться от
некоторых видов пищи, соблюдать обет безбрачия, не должны даже касаться руками
всего «тленного и злого». Задача «избранных» молится за свою паству, за то,
чтобы их души попали в царство света, пройдя предварительно цикл превращений,
являясь на земле снова и снова, пока сами не станут избранными.
Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или
Отцом Величия он же Бог Отец или Великий Отец Светов. Он представляет собой
воплощённое добро и благодать и проявляется в четырёх божественных формах: как
Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название четырёхликий Отец
Величия. Отец Света также наделён пятью «славными качествами», «славами» или
«доблестями»: умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, которые и
позволяют ему мудро править этим миром.
Мани
начал свою проповедь у персов. Затем учение распространилось в Вавилонии, в
восточных областях Римской империи. Но затем Мани отправился на восток и достиг
областей Центральной Азии. По возвращении в Иран он был обвинен в ереси,
схвачен и выдан зороастрийскому жречеству, которое, после смерти покровителя
Мани шахиншаха Шапура 1, стало активно противоборствовать распространению
манихейства, объявив его ересью. Казнили
Мани в 276 году.
Манихейское
учение, не связанное со сложным ритуалом зороастризма, привлекло к себе
внимание и получило распространение. На востоке Ирана при жизни Мани
действовали двенадцать проповедников его идей; в Мерве, тоже при жизни Мани,
существовала большая манихейская община, многочисленные общины были в
Месопотамии.
Манихейцы
преследуемые в Иране, переселились в Среднюю Азию, где распространение
манихейства засвидетельствовано целым рядом сохранившихся письменных
памятников.
главная