Особенности этнического развития
иранского суперэтноса.
Когда историки пишут
о древнем Иране, то они обычно отожествляют
его с Персией.
В историческом справочнике я прочитал:
«Историю иранской государственности принято начинать с Кира II, основателя
династии Ахеменидов (550–330 до н.э.)».
Персы, которые под предводительством Кира, создали Персидскую державу
http://history.LimarevVN.ru/da.htm были
выходцами из Персиды (Парсы).
Парса (Фарс) область на юге Ирана.
Освещая историю Ирана
по настоящее время, историки перечисляют те события, которые происходили на
упомянутой территории, не только в Персеиде, но и на территории
современного государства Иран.
Это чисто механическое решения вопроса, основанное на поиске истоков ныне существующего государства
Иран.
Фактически об иранцах
в Древней Персии (6-4 век до н.э.) можно говорить только с некоторыми
оговорками.
Понятие Иран ввели
Сасаниды, которые, как и Кир 2
были выходцы из Парсы.
Образовав в 3 веке н.э.
государство, они назвали его Эраншахр,
т.е. «Арийское царство» или «Государство
Ариев». (Слово эран трансформировалось в иран).
История развития иранского суперэтноса начинается несколько раньше - в первом веке
н.э., когда в Персеиде, (входящей в это
время в состав Парфии) стали
возрождаться на государственном уровне религиозные традиции зороастризма.
История иранского суперэтноса не кончается с завоеванием государства Сасанидов в 7 веке
арабами, а переходит в новую фазу развития.
Лев Гумилев о
завоевании государства Сасанидов арабами пишет:
«Новый халифат
- Багдадский - стал в 8 веке уже не арабским, хотя и оставался таковым
по языку, арабо-персидским, почти копией царства Сасанидов, если бы те не
сменили религию. Персы, перемешались с арабскими завоевателями, получили от них
пассионарную инъекцию, но сохранили свой культурный идеал, привив Аббасидам (династия арабских халифов (750—1258)
правившая в Багдадском халифате), элементы своего
мировоззрения». (из книги Л.Н. Гумилева: «Тысячелетие вокруг
Каспия»)
Особенностью развития иранского суперэтноса является то, что
он в «акматической фазе» развития в период
«торжество», когда создаются законы в соответствии с принятой идеологией (мировоззрением)
поменял государственную религию зороастризм на ислам.
Замена государственной религии подчеркивает факт, что
религия, если и является основой мировоззрения,
но не подменяет понятие мировоззрение.
главная