Краткая история Ирана (иранского суперэтноса). (851- 900 г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Краткая история Ирана (иранского суперэтноса).

Факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Обскурация фаза (Старость).

Первый период – «надлом».

Часть2. Стабилизационно-философский  цикл  (851- 900 г н.э.)

Тюрское изваяние 9 века.  Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

  • Надлом. (9 век от начала этнич. истории)
  • Распад арабского Халифата при Аббасидах.(карта)
  • Середина 9 века.

     

    Кипарис

    Зороастрийцы в 9 веке.

     

    Аббасидский чиновник в своем докладе в 9 веке писал:  «Зороастрийцы сохранили книги, храмы огня и обычаи времен своих царей благодаря непрерывавшейся преемственности; они придерживаются древних обычаев и соблюдают их согласно своей религии. Нет больше другой страны, где бы зороастрийцы были бы столь многочисленны, как в Фарсе, потому что эта область является средоточием их владений, обрядов и религиозных книг». Кроме Фарса (Парса)  до середины 9 века  провинция Керман (юго-восток Ирана) была преимущественно зороастрийской, но агрессивное наступление ортодоксального  ислама при халифе  аль-Мутаваккила  привела к мусульманизации Кермана.

    В Хорасане находилось известное зороастрийское святилище, где рос огромный кипарис, посаженный, по преданию, самим Зороастром. Не смотря на отчаянные протесты зороастийцев,  по указанию халифа аль-Мутаваккила   дерево было срублено и отправлено для строительства нового дворца.

     Зороастийские маги продолжают писать религиозно-философские трактаты, в которых пытаются ответить  на вопрос:  

    Почему верующим зороастрийцам выпало на долю столько зла и почему именно добрые страдают? Насколько тяжелы грехи тех, кто отрекается от религии поклонения Мазде ради «чужеземной и злой веры»?

    Позволительно ли вести куплю и продажу с неверующими (неиранцами)?»

     

    847-861 г н.э.

    Правление халифа аль-Мутаваккила.

    Новая власть стала активно наводить порядок в Халифате. Многие высокопоставленные чиновники были обвинены в казнокрадстве и «других грехах» и были репрессированы.

    Управлять Багдадом и Ираном  был приглашен из Тахириды представитель этого рода  Муххамед ибн Абдуллах. Халифом была предпринята попытка опереться на иранскую знать.

    Были запрещены все диспуты относительно Корана.

    В 850 -853 году иноверцам было предписано ношение знаков отличия. Им было запрещено занимать какие-либо должности в администрации и изучать в школах арабский язык.

    В 851 году догмат о «сотворении Корана» халифа аль-Мамуна был признан ересью, верховный кади - мутазилит был смещен со своего поста. В Халифа  стал утверждаться традиционный суннизм.

    Начались гонения и на шиитов, халифом были запрещено паломничество на могилу шиитского святого Хусейна, могила его была осквернена.

    Молитва мусульманина.  Музей религии. Рис. 19 век. Фото Лимарева В.Н.

     

    861 г н.э.

    Тюркские военачальники  совершают государственный переворот.

    К концу правления халифа аль-Мутаваккила слабость халифов и их незначительная роль при управлении государством стала очевидна.

    Халиф предпринял попытку изменить порядок престолонаследования в пользу младшего сына, что вызвало недовольство тюркских военачальников, халиф аль-Мутаваккила был убит.  На престол тюрками был посажен его старший сын аль-Мунтасир, который через пол года умер.  Тюркские военачальники (гулямы) поставили нового халифа аль-Мустана.  Его брат аль-Муттаз  поднял восстания против захвата власти тюрками. В его армии  были иранцы и арабы, но тюрки победили, ал-Мутазз был убит. В Арабском  Халифате во власти утвердились тюрки, которые правили от имени династии Аббасидов.

    Союз с гулямами халифы обычно скрепляли родственными браками, в которых рождались дети от тюркских жен.

    Сражение.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

     

    861- 878  г н.э.

    Образование государства Саффаридов.

    После религиозной реформы аль-Мутаваккила, много иранцев бежали на восток Арабского Халифата и нашли свое пристанище в Систане, в области на  востоке Современного Ирана и частично Афганистана.

    Управлял провинцией Якуб ибн Лейс прозванный Саффар, что означает «медник» смог создать из местного населения и беженцев  с запада боеспособную армию,  и стал проводить активную военную политику.

    Собрав армию, Йакуб ибн Лайс двинулся на Восток к Кабулу, в то время еще языческой области на границе с Индией, и подчинил ее, нанес так же  поражение тюркам на севере от Сислея.

     В 873 г. х. он захватил столицу эмирата Тахиридов Нишапур, где правил слабый правитель Мухаммед,  и Хорасан вошел в состав нового эмирата. В результате военных успехов образовалось огромное государство, в которое вошла большая часть Средней Азии. В состав государства так же вошла родина персов Фарс (Парс). Столицей государства  Саффаридов стал  главный город Парса - Шираз. 

    Продвигаясь на запад,  армия Саффара встретилась в 876 году с гвардией халифа и потерпела поражение. В 878 к власти в эмирате пришел брат Саффара - Амр ибн Лайс,  который выразил халифу покорность. Государство Саффаридов, формально  подчиняясь халифу, вело независимую политику. Намерения халифа утвердить свою власть над саффаридами не увенчалась успехом.

     

    Сражение.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    869-883  г н.э.

    Восстание занджей  (зинджей).

    Крупные землевладельцы в  Месопотамии (совр.  Ирак) для выращивания сахарного тростника и хлопка, а так же рытья каналов и осушения болот, организовывали военные экспедиции в Африку, где захватывали в плен местных жителей, и превращали их в рабов. Ни о каком мусульманском гуманизме не было и речи, была нещадная эксплуатация чернокожих: рыбы вели полуголодное существование и погибали в большом количестве от болотной лихорадки.  Особенно большое скопление рабов  было на плантациях  в  районе города Бастра.  Некий Али ибн Мухаммед  объявил себя родственником мусульманского святого Али и поднял восстание против землевладельцев и власти халифа.

    Мусульманский ад. Рис. 19 века. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.

    Он объявил Аббасидов деспотами и тиранами.

    Восстали 15 тысяч рабов в районе Бастры, они разбили правительственные войска  и стали захватывать один за другим города юга Месопотамии.

    Отборные части халифской армии  состояли из кавалерии и были непригодны для войны в болотистой местности.

    В 871 году занджи ворвались в Бастру, город был разрублен и сожжен.  

    Знатные дамы иранские и арабские дамы  становились рабынями-наложницами у вождей восставших. Восставшие среди болот организовали свою столицу  (город аль- ал-Мухтар) и даже стали чеканить монету. Али ибн Мухаммед   был провозглашен халифом.

    Занджи, убивая землевладельцев, сами стали управлять поместьями, превратившись в землевладельцев, при этом освобождались лишь рабы участвовавшие в восстании.

    Занджи грабили города и опять уходили в болота, где их не могли разбить войска халифа.

    В 876 году восставшие двинулись на Багдад, но были разбиты правительственными войсками.

    Восстание занджей произошло, когда халифом был аль-Мутамид  – молодой безвольный человек, который  разделил управление халифатом на две части:  сыну Джафару - Сирию и Египет, а брату Аль-Муваффаку -  Иран, Ирак и Аравию, а сам фактически отошел от дел.

    Восстание занджей пришлось подавлять энергичному Аль-Муваффаку. Он организовал речной флот и в 883 году  уничтожил  занджей в их логове в болотах.

     

    875 - 900 г н.э.

    Образование государства Саманидов.

    Во время завоевания саффаридами Средней Азии, Мавераннахр – область между Амударьей и Сырдарьей с центром в Бухаре и успешно отражала атаки кочевых тюркских племен и смогла отразить попытки  Саффаридов утвердиться в этой  области.

    Область управлялась представителями знатного  рода -  Саманиды, которые выражали покорность халифу, и халиф оказывал им посильную помощь в борьбе с саффаридами.

    Сражение.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    В 893 году полководец Измаил, брат Насра ибн Ахмаду правителя Мавераннахра, начал завоевательную политику в Средней Азии. Он успешно провел военную операцию против тюркского племени карлуки в степях за Сыр-Дарьей, обеспечив безопасность караванных путей в Средней Азии.

    В 900 году  полководец  Исмаил, разгромил Амра Саффарида, захватив его в плен, и покорил почти все территорию эмирата, Багдад утвердил его право над этими территориями. Амр был  отправлен в Багдад, где был убит по приказанию халифа.  Саффаридам удалось удержать только непосредственно область Систан.

     

    Одежда знатной женщины в Азербайджане.(Могильник Мощевая балка). 9 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    889 -890 г н.э.

    Создание государства Саджитов.

    Наместник провинции Азербайджан полководец Афшин Гейдар ибн Кавус  вышел из подчинения  Багдадского халифа и образовал независимое государство Саджитов. Саджиды происходили от старинного согденского  рода.

     

    890-899 г н.э.

    Создание арабского государства Карматов.

    Карманы - шииты исмаилиты в конце 9 века начали активные выступления против  Аббасидов. Под лозунгом социальное равенство, восстановление общинной собственности на землю,  они овладели Бахрейном, а затем  подчинили Аравию, создав арабское государство.

     

    891 г н.э.

    Багдад – столица Арабского Халифата.

    В 891 году окружением халифа аль-Мутамида было принято решение о переводе  столицы Халифата из Самарры назад в Багдад.  Самарра была постепенно покинута жителями и превратилась в город-призрак.

     

    Конец 9 века.

    Тюрки утверждаются у власти в Халифате.

    Тюркские военачальники вели себя в Халифате как в завоеванном государстве. Они не были набожными, и могли войти в мечеть не снимая вооружения и не принимая участия молитве, но были сплоченны и дисциплинированы.

    В Халифате, где стало ощущаться нехватка продовольствия, непрерывно были волнения.

    Арабы и иранцы пытались оказывать сопротивление воле тюрок, но безуспешно.

    За десять лет с 871 по 870 на престоле сменилось четыре халифа, по крайнем мере троя из них умерли насильственной смерть, это был итог схватки между иранцами и тюрками.

    Перелом произошел при управлении страной энергичным Аль-Муваффаки, который правил за своего брата аль-Мутамида  (870-892).

    Восстание занджей уничтожило многие влиятельные фамилии персов и утвердило у власти тюрок, сумевших справиться с восставшими.

    В Багдаде не было спокойно в правление  Аль-Муваффаки (до 891года), социальные и религиозные группировки постоянно вступали в конфликты и  строили планы захвата власти, с этими группировка аль-Муваффаки расплавлялся жестко.  Аресты, конфискации имущества и убийства были обычным явлением.

    В конце 9 века многие провинции Арабского Халифата вышли из подчинения Багдада.

    Тяжелое экономическое положения халифата  заставляло халифа аль -Мутадида  (892-902) постоянно искать средства для содержание чиновников и тюркских наемников, без которых его власть была эфемерной. Большое влияние в государстве стали иметь шииты, главы шиитских кланов владели большими богатствами.

    В девяностые годы  появилась практика приглашать на службу  сначала обращенных в ислам христиан,  в затем не принявших ислам христиан.

     

    Конец 9 века.

    Новоперсидский язык (фарси).

    С созданием полузависимых иранских государств  Тахиридов затем  Саффаридов и Саманидов  арабский язык перестал постепенно быть государственным в этих эмиратах.  В этих регионах население говорило на персидском языке, засоренном арабскими словами.  На персидском языке поэты слагали стихи, которые записывались арабским алфавитом.

    Известно, что Тахириды, при своем дворе в Нишапуре, поощряли употребление арабского языка; последний представитель этой династии славился прекрасным арабским слогом, но  при их дворе продолжали говорить на персидском языке. Династия Саффаридов в Сеистане, возвысившаяся из низов, покровительствовала развитию литературы на новоперсидском языке; основатель этой династии Саффарне не знал арабского и, согласно преданию, он требовал, чтобы стихи слагались не на арабском, а на том языке, который он понимал. В любом случае, первые записи персидского языка арабским алфавитом должны быть отнесены к середине IX века, но расцвет новоперсидской литературы происходит только при Саманидах.

    Серебреный таз. 9 век.Центральная Азия. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

  • главная