Краткая история Ирана (иранского суперэтноса). (801- 850 г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Краткая история Ирана (иранского суперэтноса).

Факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Обскурация фаза (Старость).

Первый период – «надлом».

Часть1. Философско-революционный цикл  (801- 850 г н.э.).

                                                                    

Сражение. (Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

  • Надлом. (9 век от начала этнич. истории)
  • Распространение ислама (7-10 века) (карта)
  • Арабский халифат.
  • Завоевание арабов (7-9 век) (Карта)
  • Завоевание арабов- мусульман.(карта)
  • Распад арабского Халифата при Аббасидах.(карта)
  • Иранский кувшин начала 9 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    802 - 813 г н.э.

    Аль-Мамун наместник в Хорасане.

    Аль- Мамун был сыном халифа ар-Рашида от персидской наложницы. Он получил хорошее образование благодаря тому, что наставником был назначен ученый перс аль-Фадла ибн Сахл публично отказавшийся от зороастризма и принявший ислам. Большое влияние на аль-Мамуна имел и брат учителя аль-Хасан ибн Сахл.

    В 802 году аль-Мамун был назначен несменным правителем в Хорасане.

    Благодаря лояльному отношению аль-Мамуна к персам в Хорасане не было волнений после отстранения от управления государством персидской династии Бармакиды.

    Окружение аль-Мамуна почти полностью состояло из персов.

     

    803 г н.э.

    Бармакиды были смещены со всех государственных постов в Халифате.

    В 803 году халиф ар-Рашид принял решение сместить со всех государственных постов в государстве представителей влиятельного персидского семейства Бармакиды, на Баркамидов начались гонения. Визирь Яхья (Йахья), фактического правителя в Арабском Халифате, бросили в тюрьму, где он  умер. Визирь Яхья остался в памяти людей, как человек щедрый и великодушный, покровительствующий ученым и поэтам.

    803 -806 г н.э.

    Война с Византией.

    В 803 году с приходом к власти в Византии императора Никифора 1 отношения между двумя государствами обострились из-за отказа Никифора 1 от территориальных уступок, которые сделала Халифату византийская императрица Ирина. Подготовившись к войне, халиф ал-Рашид с трехсоттысячной армией напал на Византию в 806 году. Успешное наступление было остановлено сообщением о восстании в Средней Азии. Ал –Рашид вернул войска в пределы Халифата. Часть войск было направлено в помощь наместнику Хорасана ал-Мамуну для борьбы с повстанцами.

    806 -810 г н.э.

    Восстание в Средней Азии.

    В восстании в Средней Азии  участвовали местные феодалы, крестьяне и тюркские кочевые племена. Возглавил восстание крупный землевладелец омейяд Рафи ибн Лейс. Рафи ибн Лейс захватил и укрепил Самарканд в 808 году, сделав его своей резиденцией. Восстание охватило область Шаш, районы Самарканда, Бухары, Ходжента, Уструшану, Фергану, Хорезм и некоторые др.

    Богиня. Средняя Азия. Начала 9 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    В 809 году халиф ал-Рашид решил сам лично возглавить борьбу с повстанцами в Средней Азии и двинул войска к Самарканду, но по дороге умер.

    В 809 — начале 810 войска аббасидов под руководством аль -Мамуна осаждали Самарканд. Аббасидам удалось одержать победу из-за разногласий в стане восставших. Тюркские племена ушли, Рафи ибн Лейс отказался от борьбы с аббасидами, разрозненные крестьянские отряды в 810 году были разбиты.

     

    809 -813 г н.э.

    Гражданская война в Арабском Халифате.

    В соответствии с завещанием умершего в 809 году халифа ал-Рашида, первый его наследник, чистокровный араб ал-Амин, стал халифом в Арабском Халифате. Он, став халифом, объявил своим наследном недавно рожденного сына, и направил письмо в Хорасан аль-Мамуну, в котором, вопреки завещанию, отказывал своему брату аль-Мамуну в праве на престол в Халифате.

    Получив из Хорасана отказ, ал-Амин направил в 811 году туда войска, чтобы силой заставить отказаться от претензий на престол аль-Мамуна. Гвардия перешла на сторону Аль-Мамуна, оставшиеся верными халифу ал-Амину войска были разбиты. Армия Аль-Мамуна заняла весь Западный Иран и подошла к Багдаду. Осада города продолжалась два года. Фактически война вылилась в войну между арабами и персами. В 813 году Багдад был захвачен войсками Аль-Мамуна, аль-Амир был убит солдатами и халифом провозглашен аль-Мамун. Аль-Мамун переселился в Мерву (на юге Туркмении), которую собирался сделать своей столицей.

     

    813- 833г н.э.

    В Багдаде создан «Дом Мудрости».

    После прихода к власти халифа Ал-Мамуна (813-833), в Багдаде создается своеобразная академия – «Дом мудрости», объединяющая всех багдадских ученых. При «доме Мудрости» была создана обсерватория, где проводились астрономические наблюдения и расчеты, работы по математической географии, в частности новые измерения градуса меридиана. Существенным толчком к занятиям астрономией послужило знакомство с индийскими астрономическими сочинениями. В некоторых источниках годом создания «Домов мудрости» считается 827 год.

  • Дома мудрости.(сайт: Материал из Википедии).

  • УЧЕНЫЕ-МЫСЛИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ(сайт: Ваш гид в Узбекистане).

  •  

     Ученый в 9 веке в Арабском Халифате.

    813 -819 г н.э.

    Аль-Мамун затворник в Мерве. Арабский халифат во власти персов.

    Халиф Ал-Мамуна доверил управление Халифатом брату визиря аль-Фадла своему тестю аль-Хасану ибн Спахлу. Персы стали активно наводить порядок в Халифате; приводя к покорности взбунтовавшийся Северный Азербайджан, где власть захватили хуррамиты под руководством Бабека и юг Ирака, где шиитско-хуррамидские выступления возглавил  Абу-С- Сарайа. Не удавалось установить полный контроль и над Аравией, Сирией и Египтом.

    В 815 году  войска халифа разгромили восставших на юге Ирака и казнили лидеров восстания. Северный Азербайджан отбил атаки армии халифа и фактически стал независимым государством.

    Отстранившись от власти, халиф Ал-Мамун, жил в Мерве, там он приблизил к себе шиитов и под их влиянием принял решение сделать своим приемником потомка Али. В Мерв был приглашен хуссанинид имам Али ар-Рида, которого Аль-Мамун сделал свои зятем (выдал за него свою дочь), и было объявлено, что он будет приемником халифа. Сам Али ар-Рида был всецело поглощен изучению религиозных наук и проявлял политической активности.

    Эти действия ль-Мамуна привели к противодействию персов. Персы сторонники законной Аббасидкой династии, под руководством визиря аль-Фадла в 817 году объявили о смещении аль-Мамуна с должности халифа и назначении халифом его сына аль-Махди (который все свободное время занимался музыкой и пением). Эти перемены вызвали брожения в халифате. Гвардия, оставшаяся верной халифу аль Мамуну, схватила визиря аль-Фадла и казнила, был так же убит неизвестными претендент на престол Али ар-Рида (вероятно по приказу аль Мамуна). Затем войска верные халифу подошли к Багдаду и после осады взяли в 819 году город. Аль Махти бежал из города, но затем обратился к отцу, выпрашивая прощение, и был прощен.Аль –Мамун отказался от связей с шиитами и заручился поддержкой семейства Аббсадидов.

     

     Правитель на охоте. Иранское блюдо начала 9 века.  Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    814 – 826 г н.э.

    Египет завоевывают выходцы из Испании (Кордовы).

    В мусульманской Кордове (Испания) эмир Хишама I не отличавшегося благочестием (он пил вино, и любил охоту).Мусульманские фанатики (фанахи) в 814 году подняли мятеж и осадили ал-Хакима в его дворце. Войска эмира вступили в бой с восставшими и одержали победу. Участников восстания изгнали их Кордовы, и 12 тысяч семей в 814 году переселились в Египет, там они под предводительством Абу-Хафс в 818 году захватили Александрию и установили свою власть, и отказались подчиняться халифу аль-Мамуну.

    816 -836 г н.э.

    Государство хуррамитов в Азербайджане.

    Зороастриец Бабек, принявший ислам и ставший хуррамитом, возглавил восстание крестьян и ремесленников в Азербайджане. Восстание было против власти арабов и против властей Арабского Халифата. После изгнания арабских гарнизонов в руках восставших оказался почти весь Азербайджан и некоторые области Ирана; восстание охватило также Восточную Армению. Азербайджан фактически стал независимым государством. Восставшие успешно отражали попытки халифа вернуть свою власть над Азербайджаном. Установить контроль над Азербайджаном удалось халифу аль-Мутасиму (833—842) в 836 году.

    818- 830 г н.э.

    Образование тюркской гвардии.

    Приблизительно с 818 года аль-Мамун активно приступил к формированию профессиональной армии. До этого времени основой армии оставались мусульманские добровольцы и арабы –бедуины, которые жили за счет пожертвований благочестивых верующих и грабежа.

    Личную гвардию, около 4 тыс. воинов, аль-Мамун сформировал исключительно из тюрок.

    В халифскую армию принимали и бывших военнопленный и рабов.

     

    Тюрские зеркала 8-10 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    819 -826 г н.э.

    Халиф Аль -Мамун устанавливает контроль над Сирией и Египтом.

    Утвердившись в Багдаде как правитель, аль-Мамун в 819 году приступил к наведению порядка в Халифате, который фактически распался на отдельные зависимые и полузависимые территории.

    Для наведения порядка в Сирии и Египте был направлен полководец Абдаллах (сын полководца Тахида), который к 826 году привел к покорности Сирию и утвердил власть халифа над Египтом, изгнав кордовцев. Предводитель кордовцев Абу-Хамс договорился сдать Египет без боя, при условии помощи Абдаллаха в завоевании для кордовцев какой-либо греческой территории. Кордовцы, при поддержке Абдаллаха, завоевали в 825 году Крит, где было создано мусульманское государство  со столицей в Хандаке (Сапсиа — совр. Гераклион).

    Сражение.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

     

    821-828 г н.э.

    Образование государства Тахиридов.

    После того, как халиф аль-Мамун перенес свою резиденцию из города Мерв в город Багдад, наместником в Хорасане он оставил своего военачальника иранца Тахира. В 821 году Тахир предпринял попытку сделать провинцию независимым государством, он приказал опускать упоминание имени халифа в пятничной молитве (акт, равносильный неповиновению), и неожиданно умер. Аль-Манун передал управление провинцией сыну Тахира – Талье (822—828), который правит как вассал, с ежегодной выплатой дани, после его смерти управление провинцией перешло к его брату Абдаллаху (828—844), который правил без оглядки на Багдад.

     

    Четыре праведных халифа. Рис. 19 века. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.

    827 г н.э.

    Принципы исламской догматики аль-Мамуна.

    В начале 9 века получило широкое распространение мусульманская философия. Мусульманские философы, под влиянием античной и ближневосточной философской мысли, пытались философски переосмыслить учение Мухаммеда. Мусульманскую философскую школу богословов-рационалистов стали называть школой (калам) мутазилитов. Основоположник этой философской школы Хасан аль-Басри (642-728). Мутализиты отвергали мистицизм – учение о возможности познания Божества интуитивным путем. Они пытались дать философское и логическое обоснование основных положений ислама.

  • «Основное религиозное противоречие» и ислам. Мутазилизм.
  • В 827 году халиф аль-Мамун, опираясь на мутазилитов, сформулировал и обнародовал некоторые принципы исламской догматики.

    Из постановления следовало:

    1)      Халиф является арбитром при решении религиозных вопросов.

    2)      Тезис об «сотворенности Корана», из которого можно было понять, что Коран создан благодаря литературным способностям пророка.

    3)      О возможности не буквального, а аллегорического толкования Корана.

    4)      Закон о «воле человека». Человек волен в сотворении как добрых, так и злых деяний, за которые Аллах либо вознаграждает, либо наказывает.

    5)       Принцип «божественно справедливости». Поскольку «добро и зло» - объективные категории и существуют независимо от воли Аллаха.  Аллах выступает в роле справедливого судьи при оценке действий человека. Сам Аллах по своей природе добр и не может творить зло.

    6)      Принцип единства Аллаха: единство не только  в отношении Аллаха с миром, но и в самой сущности Аллаха.  Аллах - единый извечно существующий Создатель. Извечны божественные  знания, воля, могущество, вездесущность.

    7)      Догмат о преимущественном праве шиитов, последователей Али на халифский престол над другими претендентами.

    и т.д.

    Постановление было обязательно  для всех мусульман.  Преследовались те, кто уклонялся от признания  официальной доктрины. Доктрина ограничила роль религиозных учителей и знатоков Корана и мусульманского права, считавших, что только они имеют право интерпретировать священные тексты.

     

    828-844 г н.э.

    Государство Тахириды при правителе Абдаллахе.

     

    Правитель Абдаллах в Хорасане (восток Ирана), правил независимо от  Багдадских халифов, но, на словах считал себя вассалом Арабского Халифа. Он перенес столицу Тахириды из Мерв в крупный город Нишапур. В своем государстве он слыл защитником от произвола феодалов и государственных чиновником, и стремился снизить налоговое бремя. Абдаллах издал «Книгу о каналах» – кодекс водяного права о порядке распределения воды для орошения полей и в засушливых районах он провел оросительные работы.

    В государстве Тахиридов правители придерживались традиционному исламу суннитского толка, многие известные богословы спасались в Нишапуре от преследования официальных идеологов халифата - мутазилитов.

    829-831 г н.э.

    Война между Византией и Арабским Халифатом.

    В 829 году византийский флот потерпел поражении от мусульман у острова Фасос. В 831 году византийский император Феофил совершил поход против мусульман в Сирию и победил, с мусульманами был подписан мирный договор.

    Обезглавлевание.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    829 -832 г н.э.

    Восстание коптов в Египте.

    Чрезмерные налоги в Египте привели к крестьянскому восстанию, большинство восставших были коптами (христианами). Для наведения порядка в Египте был направлен сводный брат аль-Мамуна – аль-Мутасим , который не смог подавить восстание. В 832 году войско воюющее с копрами возглавил лично сам аль- Мамун, восстание было подавлено в крови, огромное число коптов было убито, их дети и жены проданы в рабство, египетские земли пришли в запустение. Аль –Мутасим был назначен правителем Египта.

    832 -833 г н.э.

    Халифом становится Аль-Мутасим –сводный брат Аль-Мамуна.

    В 832 году халиф заболел и умер. Перед смертью он завещал трон своему сводному брату аль-Мутасиму, который исполнял обязанности правителя Египта, вопреки желаниям некоторых военачальником видеть приемником его сына Аббаса.

     

    833 -842 г н.э.

    Правление халифа Аль-Мусима.

    Тюрский воин 9 века. Житвопись во дворце халифа в Самарре.

    Аль –Мутасим продолжил управление Халифатом в соответствии с принципами (идеологией) разработанной его братом Аль-Мамуном. Основные усилия он направила на формирование наемной армии и личной гвардии состоящей преимущественно из выходцев из тюркских племен.

    В его правление появились войска состоящие из мамлюков. Отобранных из рабов молодые люди воспитывались при дворе в специальных школах. Созданная халифом гвардия пользовалась особыми полномочиями, и занимались подчас грабежом и вымогательством. Арабы из халифской  армии исчезли совсем.

    Свою армию халиф опробовал на завоевание созданного Бабеком в 816 году Азербайджанского государств.

    Установить контроль над Азербайджаном удалось халифу Мутасим в 836 году, при помощи полководца Аршина тюркского происхождения.

    В том же 836 году он приказал собрать архитекторов и строителей со всех концов халифа и приказал построить себе резиденцию в 100 километрах к северу от Багдада – город Самарру. В городе был сооружен дворец халифа и его семьи, дома для членов и глав администрации, казармы и мечеть. Переехав в Саммару, халиф, окруженный наемными войсками, стал попадать в зависимость от военачальников гвардии.

    Командиры тюркских, иранских и других отрядов боролись за влияние на правителя, со временем стали создавать хаос в управлении государством. При халифе в Багдаде вспыхивали неоднократно беспорядки, вызванные подчас бесчинством гвардии, которые гвардейцами и подавлялись.

    Мутасим жестко пресекал отступления от официальной государственной идеологии.

     

    838 г н.э.

    Война с Византией.

    Халиф Мутасим принял решение отвоевать Византии  захваченные в 831 году  территории. Войско халифа вторглись в Византию и заняли ряд крепостей, в том числе Аморию и Анкару. Дальнейшее наступление в сторону Константинополя христианами было остановлено.

    Сражение.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

     

    838-841г н.э.

    Тахириды подавляют восстание в вассальном эмирате Табаристан.

    Считалась, что область Табаристан (на юге Каспия) находится под контролем Тарахидов. Тюрский полководец Аршан, находящийся на службе халифа, решил помочь правителю Табаристана освободиться от власти Тарахидов. Войска, возглавляемые Абдалаллахом ибн Тахира, разбили войска мятежников. Мятежники были схвачены и отправлены халифу в Самарру для суда. Аршин, по приговору суда, в 841 году был казнен.

     

    Арабская символика и Ноев ковчег. Музей религии. (Иран, 19 век). фото Лимарева В.Н.

    842-847 г н.э.

    Правление халифа ал-Васика.

    После смерти аль-Муталима халифом стад его сын от рабыни-гречанки аль-Васик.

    Женщина.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    Аль-Васик продолжил политику отца и дяди в области исламской догматики и покровительства мутазилитам. При нем особенно возросло преследование инакомыслящих, мутазилиты были в качестве придворных теологов и господствовали в Багдаде, Самарре, Басре.

    Ученый богослов улем Ахмада ибн Насра критиковавший открыто мутазилитав и подстрекал к неповиновению властям, был схвачен в 846 году и казнен.

    Но гонения не привели к религиозному единству. Многие богословы продолжали поддерживаться консервативной сунитскои и шиитской идеологии. В халифате повсеместно продолжались религиозные споры, переставшие в стычки между верующими.

    Халиф аль-Васик был молод и мало уделял внимания управлению государством, любил роскошь и охоту. Во время его правления начались волнения в Иране хуррамдинцев, которые выступали против халифа, грабили караваны и убивали сторонников халифа, волнения охватили и Багдад. Во время волнения тюркскими военачальниками был убит аль-Васик и посажен на престол правителя – его брат аль-Мутаваккил (Джафар) (847–861 гг.).

    Убийство. (Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

  • главная