Краткая история Ирана (иранского суперэтноса). (751- 800 г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Краткая история Ирана (иранского суперэтноса).

Факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Акматическая фаза. (Зрелость).

Четвертый период – «гегемония».

Часть 2. Стабилизационно-философский  цикл  (751- 800 г н.э.)

 Пирующие  художники. Роспись в доме. Пенджикент (город в западном Таджикистане). 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

  • Гегемония. (8 век от начала этнич. истории)
  • Распространение ислама (7-10 века). (карта)
  • Арабский халифат.
  • Завоевание арабов (7-9 век). (Карта)
  • Завоевание арабов- мусульман.(карта)
  • Арабский Халифат вторая половина 7 века -8 век.(карта)
  • Образцы подчерков арабского письма. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.

    Вторая половина 8 века.

    Создание арабской грамматики.

    Главный труд по арабской грамматике  включает в себя пятьсот шестьдесят восемь глав, в которых язык полностью систематизирован и тщательным образом описан.  Автор этого грамматического трактата перс  Абу Бишр, по прозванию Сибавайхи (ум. в 796 г.).

    Создавал этот труд Сибавайхи в городе Бастра (город на юго-востоке Ирана), где, по мнению исследователей, существовала эта лингвистическая школа.

    Сибавайхи пришелся на правление  халифа Аль-Рашида, при поддержке его деятельности администрацией халифа.

    Истоком для работы были труды его коллеги араба филолога ал-Халила (ум.в 791 г), у которого изначально Сибавайхи был учеником.

    749 -754 г н.э.

    Халиф Абу-ль-Аббаса  прозванный ал-Саффах.

    В 749 году, когда ещё продолжалась борьба восставших против династии Омейядов, внутри противников Омейядов наметился раскол.

    Результатами победы над Омейядами хотели воспользоваться шииты (Алиды). Они предполагали, что следующим халифом станет потомок святого-мученика Али. Алиды собрались на тайный совет и постановили избрать в качестве будущего халифа хасанида (одного из потомков сына Али — Хасана) Мухаммада, получившего за свое благочестие имя «Чистая душа».

    Аббасиды, которые были суннитами, перехватили инициативу  и  после взятия Куфы военачальники аббасидов единогласно решили избрать на пост халифа аббасида, и в 749 году в главной мечети Куфы была принесена присяга как халифу Абу-ль-Аббасу.

    В начале 750 года аббасидская армия под командованием Абдаллаха, дяди Абу-ль-Аббаса, нанесла последнее и решающее поражение остаткам армии Марвана II на берегу северного притока Тигра, реки Большой и вступили в Дамаск 5 мая 750 года, где был провозглашен халифом.

    Абу-ль-Аббас своей резиденцией избрал расположенный на Евфрате город Анбар, который был столицей Аббасидского государства до переноса столицы в 762 году в Багдад.

    Новый халиф в своей речи в Куфе, в частности, сказал: «Аллах даровал Вам мусульмане нашу династию. Вы станете счастливейшими их людей нашими заботами… Объявляю Вам, я тот, который будет проливать кровь отступников беспощадно, я – гибель несущий мститель».

    Над недовольными шиитами была произведена расправа.

    В  Бухаре, вспыхнули беспорядки, вызванные подстрекательством местных шиитских авторитетов, которые воспользовались недовольством жителей жестокостями при сборе налогов. Полководец Абу Муслим лично возглавил карательную экспедицию, в 750 году с большой армией взял Бухару, сжег город, а главарей восстания приказал публично казнить.

    Повсеместно началось преследование Омейядов, которые безжалостно уничтожались.

    Оставшимся в живых Омейядам была объявлена амнистия. Их пригласили во дворец халифа Абу-ль-Аббаса. Там они были вероломно схвачены и казнены.

    Первому халифу из рода Аббасидов пришлось решать задачу по объединению распавшегося во время гражданской войны Халифата.

    Мятежники, которые сдавались победителям, мобелизовывались на джихат и отправлялись на границы Халифата для защиты от язычников.

    К концу правления Абу-ль-Аббасу абассидам удалось установить контроль почти над всем мусульманским миром, кроме западной части северной Африки и Испании.

    751 г н.э.

    Мусульмане одержали победу над китайцами.

     Роспись на щите. Средняя Азия. 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    В 751 году отряды китайцев предприняли завоевать восточные области  Арабского Халифата.  Мусульмане одержали победу и взяли в плен тысячи китайцев. Победу арабы смогли одержать благодаря  поддержке кочевого тюркского племени карлуки.

    754 - 762 г н.э.

    Халиф Ал-Мансур укрепляется у власти.

    В возрасте 30 лет халиф ал-Саффах заболел оспой и умер. Перед смертью он потребовал, чтобы войска присягнули его брату Абу Джафару, который в это время совершал хадж в Мекку.

    После вступления в должность халифа, Ал-Мансур  проявил себя как жесткий и вероломный правитель. 

    Придя к власти, аль-Мансур стал устранять своих родственников и влиятельных людей с важнейших потов в государстве и на их место назначать преданных ему лично людей, часто не знатных. В это время выдвинулся иранский род Бармакидов. 

    Ал-Мансур расправился с авторитетным полководцем, возглавившим восстание против Омейядов, Абу Муслима был приглашен в резиденцию халифа, где был обвинен в измене и убит. Сторонники Абу Муслима подняли восстание, восстание возглавил полководец Сумбад, войска верные халифу с трудом в решающем сражении, которое длилось три дня,  одержали победу, Самбад был убит и было убито большое количество его сторонников.

    Новый халиф продолжил преследование повсеместное оставшихся в живых Омейядов и подавлять сопротивление шиитов, которые стремились передать полномочия халифа потомку Али.

    В своей деятельности Аль-Мансур опирался на принявшую ислам иранскую и среднеазиатскую знать. Было объявлено, что все мусульмане равны перед Аллахом. Привилегии арабов постепенно были ликвидированы.

    При халифе Ал-Мансур была укреплена центральная власть, все высшие чиновники и полководцы в Халифате были подчинены непосредственно халифу.

    Шахматные фигуры. Средняя Азия. 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    754 - 775 г н.э.

    Административная реформа при халифе аль Мансуре.

    Для управления Халифатом Аль –Мансур заимствовал опыт сасанидского Ирана. Была создана бюрократическая администрация, которая была призвана жестко надзирать над всем, что происходит в исламском мире. В администрации преобладали новообращенные в ислам иранцы, обладающие опытом Сасанидской государственной службы. Высшие чиновники Халифата стали заседать в специальных учреждениях диванах. Главными административными ведомостями дивана были канцелярия, казначейство и управление армией. Аль-Масур стал управлять Халифатом через своего личного секретаря, который вел следил за корреспонденцией халифа, за имуществом халифа… На эту должность стали назначать образованного человека знакомого с делами управления государством, обычно иранца. Со временем секретари стали главными советниками и доверенными лицами халифов и стали называться визирями.

    754 - 775 г н.э.

    Халиф Ал-Мансур покровительствует наукам и искусствам.

    Халиф Ал-Массур покровительствовал ученым, поэтам и художникам-каллиграфам.

    Поэты и ученые собрали легенды древнеарабской героической эпохи, сопроводив их комментариями.  Рузбех ибн ал-мукаффа собрал и перевел на арабский язык персидский и индийский сказочный фольклор, а также "шанамэ" (Книгу царей), - иранский героический эпос. Арабский язык – язык Корана окончательно утверждался как государственный, и изучение арабского языка стало долгом каждого мусульманина.

    Арабские филологи создавали грамматику арабского языка.

    Развитие получила и религиозная литература. Малик ибн Анас составил сборник хадисов. Ибн Исхак, родоначальник арабской историографии, закончил жизнеописание Мухаммеда.

    По указанию Ал-Мансура велась работа по переводу книг древнегреческих философов.

     Козерог. (Иранское блюдо.) 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    755- 756 г н.э.

    Образование Кордовского эмирата.

    Войска Омейядов, преследуемые аббасидами, все дальше отступали на Запад в Северной Африке. В конце 755 года войска, высадись в Испании, захватил Кордову. Абд ар-Рахман провозгласил себя эмиром в 756 году. Первоначально он формально признавал власть аббасидов в Испании.

    758 - 762 г н.э.

    Халиф Ал-Мансур основывает  город Багдад.

    В 758 году, халиф Мансур собрал инженеров, геодезистов…., чтобы вместе составить план строительства столицы Эмирата. Он совершил много поездок по стране, выбирая подходящее место для своей столицы. В 762 году он недалеко от Ктесифона (бывшая столица Сасанидов) заложил на западном берегу Тигра город Мадинат-аль-Салям. Первоначально план города был намечен на земле пеплом; линии города были обозначены хлопком пропитанным нефтью, а затем хлопок подожгли. Халиф аль-Мансур обошел стены, ворота и улицы будущего города, а затем сам заложил первый камень в основание Мадинат-аль-Салям — Города мира. Однако во время строительства новый город продолжали называть Багдадом — по имени небольшого поселка, который назывался так еще с доисламских времен, а впоследствии новое название стало официальным. В центре города находилась резиденция халифа и главная мечеть, окруженные стеной, а затем кругами от центра располагались торговые ряды, жилые кварталы…, которые окружала внешняя стена.

    766-792 г н.э.

    Борьба с тюрками-карлуками в Средней Азии.

     Тюрская пасуда 8-10 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    На  востоке и северо-востоке Средней Азии  (Киргизия, Юг Казахстана) шли постоянные боевые действия между племенами населявшими этот регион.  Победители в этой схватке во второй половине 8 века вышло кочевое племя карлуки, которое создало  в районе озера Иссык-Куль  и Балхаш  Карлу́кский кагана́т, столица которого Кайлык находилась недалеко от озера Балхаш. Во время активной военной политики в 766-775 году карлуки вытеснили арабов из Ферганской долины и среднего течения Сырдарьи.

    Арабам удалось вернуть контроль над этими территориями только после победы над карлуками в 792 году.

    767  г н.э.

    Восстание под руководством маздакида Устад Сиса.

    После убийства Абу Муслима, который пользовался уважением у последователей пророка Мани, так как выступал защитником простого народа, маздакиды вступили в борьбу с новым режимом. Недовольство вылилось в восстание в Хорасане под руководством Устад Сиса, считавшего себя апостолом Мани. Восстание было подавлено.

    Печать купца из Самарканда 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    775-785  г. н.э.

    Халиф ал-Махди.

    Халиф ал-Мансур неожиданно умер во время совершения хаджа в Мекку.

    Халифом был объявлен его сын Мухаммед ибн Абу Джафар, правивший как халиф ал-Махди.

    Аль Махди получил хорошее образование, его учителями были персидские ученые. Под влиянием своих учителей – персов аль-Махди завел придворные иранские обычаи и древневосточный церемониал характерный для Сасанидов, правда, с учетом арабских традиций. Аль-Махди не был аскетом, как его отец Аль-Мансур и любил развлечения в кругу семьи и друзей.

    775-785  г. н.э.

    Халиф ал-Махди и передача прав на престол халифа  по наследству.

    Придя к власти, халиф ал-Махди стал обеспечивать преемственность власти. По одним историкам в 777 году, по другим источникам в 782 году он объявил своим приемником старшего сына ал-Хади.

    Он первым делом созвал в свой дворец самых значительных персон. Затем они отправились в соборную мечеть Русафы, там воссел на минбар в сопровождении сына, который расположился ступенькой ниже.

    Халиф, возблагодарив Аллаха, восславив его и воззвав с молитвой и словами благодарности к Пророку, сообщил затем присутствующим, что члены его фамилии, решили, что наследовать престол халифа должен сыну эмира Муса ал-Хади.

    В 785 году ал-Махти под влиянием своей жены, предложил, чтобы Муса  ал-Хади  отказался от прав на должность халифа в пользу младшего сына Харун ал-Рашида, но получил отказ. Тогда халиф направился в Джурджан, где в это время находился в военном походе Ал-Хади, но по пути туда умер.

    Ал-Хади посалил свою мать Хейзурану под домашний арест. Затем стал устранять всех сторонников заговора, отстраняя их от должностей и сажая в тюрьму, в частности был отстранен от должности визирь Яхья. Был организован заговор против халифа.

    Подосланные убийцы задушили ал-Хати во сне (по одной из версий:  халифа задушили в постели подушками невольницы его матери), его правление длилось меньше года. Халифом стал ар-Рашид.

     Игроки в нарды. Роспись в доме. Пенджикент (город в западном Таджикистане). 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    775 -798 г. н.э.

    На границе  между Халифатом и Византией нет мира.

     

    В правление халифов ал-Махди и ар- Рашиде на границе с Византией происходили постоянные стычки. Арабы беспокоили христиан набегами. Глубокие рейды вглубь византийской территории происходили в 782, когда арабы дошли до Босфорского пролива, а так же в 797-798 годах, когда они совершали прорывы к Эгейскому морю.

    778 г. н.э.

    Вторжение войск франкского короля Карла Великого в Испанию.

    В Испании возникли разногласия среди правящей мусульманской элиты, Карл решился на завоевание Испании. В 788 году с большим войском он перешел Пиренеи, но потерпел сокрушительное поражение от мусульман. Так как для  борьбы с внешним врагом мусульмане объединились. На обратном пути его войско попало в засаду организованную басками, баски довершили разгром армии Карла.

    Карл Великий у погибшего в войне с мусульманами война (Роланда). Большие французские хроники.

    778 г. н.э.

    Закон о главенстве рода Аббасидов над другими мусульманами.

    Ориентировочно в 778 году был принят закон  о признании главенстве семьи дяди Пророка по праву ближайших родственников Мухаммеда в мусульманском мире.

     Иллюсторация  иранской басне о кузнеце и обезьяне. Роспись в доме. Пенджикент (город в западном Таджикистане). 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    778 -785  г. н.э.

    Восстания против аббасидов.

    После принятия закона о главенстве аббасидов в Арабском Халифате, начались волнения.

    Выступали против аббасидов  представители других религиозных направлений: манихеи, маздакиты, хуррамиты, которых называли зиндиками, т.е. не верующие в единого Аллаха, зиндиков обвиняли в религиозных заблуждениях, считалось, что они оскорбляют Аллаха и за что карали смертной казнью.

    Одной из первых жертв этой «государственной инквизиции», стал «крайний» шиит поэт Башшар б. Бурд (убит в 783 г. по приказу ал-Махди).

    В городе Исфахане (Месопотамия) и Азербайджане произошли выступления хуррамитов (хуррамдинцев). На подавления восстаний были посланы войска, которые без труда рассеяли восставших.

    В Хорасане  восстали шииты, возглавляемые  Хакимом ал-Муканны. Разбитые аббасидами отряды восставших заперлись в крепости  провинции Кеш и держались там целый год, когда положение стало безнадежным, Хаким ал-Муканн выпил яд.

    785-789 г н.э.

    Образование государства Идрисидов.

    В 785 году произошло очередное восстание шиитов. Один из руководителей восстания Идрис ибн Абдаллах бежал от преследующих его аббасидов на крайний Запад Северной Африки, где стал имамом берберского племени ауреба.  Силой оружие были подчинены земли  соответствующие территории современного государства Марокко, на которых было образовано государство Идрисидов.

    786-803 г н.э.

    Арабским халифатом управляют персы.

     Вельможа Вахман на охоте. 8 век.(Иранское блюдо)  Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Когда ар-Рашид стал халифом ему было около  22 лет.

    Всеми делами при дворе стала заправлять его мать Хейзурана (до смерти в 789 году) и визирь Яхья (воспитатель ар-Рашида 1)  из влиятельного персидского семейства Бармакидов.  Опорой визиря были четверо его сыновей, которые помогали ему контролировать все государственные дела.

    Его сын Фадл был наместником в Армении, Азербайджане, Мидии, Иране и Хористане. Войско Фадла состояло из неарабов и насчитывало 500 тысяч человек, 200 тысяч из них находились у столицы Халифата Багдада. Семейство Бармакидов не отличалось набожностью, к религии относились ханжески. Сохранилось наставление визиря Яхьи своему сыну Фадлу: «Жизненные утехи только у глупца неприкрыты. Днем совершай дела обязательные, а ночи посвяти тому, что приятно…» Всемогущество семейства Яхья продолжалось до 803 года. В 803 году ар-Рашид, после возвращения из паломничества  в Мекку, удалился в свою резиденцию и несколько дней провел в одиночестве  (не принимая ни воды,  ни пищи), где принял решение отстранить семейство Бармакидов от власти.  Бармакиды были смещены со всех государственных должностей, имущество конфисковано,  Своего друга и любимца сына  Яхьи - Джафара халиф приказал казнить, ему отрубили голову и принесли халифу на блюде.

  • Выезд из дворца правоверного халифа Харун ар-Рашид (786-809).
  •  Лев терзающий быка. 8 век.(Иранское блюдо)  Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    799 г н.э.

    Наследники халифа Аль-Рашида.

    У халифа Аль-Рашида было два сына: Мухаммад — от жены из знатного арабского Хашимитского рода по имени Зубайда и Абдаллах — от персидской наложницы.

    В 799 году он утвердил престолонаследование.

    Аль-Амин (Мухаммада) своим первым наследником.

    Аль - Мамуна (Абдаллаха)  вторым наследником престола, после Аль-Амина.

    800 г н.э.

    Образование государства Аглабидов.

    В 800 году Хуран ар-Рашид назначил наместником в Ифрикии (Африке), районе современного Туниса, Ибрахима Ибн аль-Аглаба. Провинция была охвачена восстанием, возглавляемым хариджитскими проповедниками. Энергичными действиями аль-Аглабу удалось навести порядок в провинции. Ибрахима Ибн аль-Аглаба удалось после этого добиться автономии от Багдада. По договоренности с Багдадом, аль-Аглабу получил титул эмира и статус вассального государства, выплачивающего Арабскому халифату фиксированную дань.

    Сражение.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    Конец 8 начало 9 века.

    Арабский филолог аль-Асмаи и «Жизнь и подвиги Антары».

    АЛЬ-АСМАИ (ок. 741–828), выдающийся арабский филолог, собиратель и редактор древней арабской поэзии. Благодаря покровительству рода Бармакидов он в Басре основал собственную школу. Ему предписываю авторство романа «Жизнь и подвиги Антары». В романе начиная с доисламского периода рассказывается о жизни и подвигах легендарного арабского героя Антары, его борьбу с персами. В романе собраны и обобщены устные придания об арабских богатырях. В последствие предания собранные аль-Асмаи подвергались многочисленных редакциям и добавлениям, нам этот роман известен в поздней редакции.

    Выдержки из романа «Жизнь и подвиги Антары»:

  • Эмир Шаддах и чернокожая рабыня (о нравах арабов в 6-7веке).
  • Конец 8 века.

    Багдад становится мировым научным центром.

    В Багдаде концу 8 века было сосредоточено, благодаря поддержки халифов было сосредоточено большое количество ученых, переводчиков и переписчиков из разных стран, многие из которых были уроженцами Средней Азии и Ирана . В городе была создана большая библиотека, которая непрерывно пополнялась рукописями научных трудов, в том числе полученными даже из враждебной халифату Византии, действовали и множество мелких библиотек.

    Летящая фигура. Средняя Азия. 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

  • главная