Ритуальная чистота.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Обучение и воспитание у зороастрийцев (Эраншахр.)

 

Агурамазда

Часть 2. Ритуальная чистота.

Жрецам в Эраншахре было дано право решать: что добро, а что   зло. Через понятие ритуальная чистота они проводили грань между добром – ритуально чистыми поступками и злом – ритуально нечистыми поступками. При этом грань между материальным (предметами, действиями) и нематериальным (мыслями, словом) часто стиралась.

Любое отступление от жреческих предписаний считалось, что  служит усилению демонических сил и рассматривалось как преступление против веры.

Обращаясь к людям,  жрецы говорили, что существуют  наилучшие вещи: мысль благомысленная, слово благосказанное и дело благоделанное, выполнение которых не откладывай, и плохие вещи от которых откажись: от мыслей зломысленых, слов злосказанных, дел злоделанных.

Жрицы учили, что человеческая душа – это поле сражения добра и зла. Чтобы сохранить верность Агурамазде (Богу), человек должен избегать всего нечистого (смерти, мертвого тела, крови, грязи, мусора и всего, что с этим соприкасалось). Человек должен говорить правду, не нарушать договоров, быть справедливым. Нравственно – пахать землю сажать растения, быть трудолюбивым. Нарушая установления, человек совершает грехи. Некоторые из грехов можно было смыть, искупить, выбить из человека ударами палок, но есть и такие, которые не будут прощены никогда – ни в земной, ни в загробной жизни. Это главным образом три греха: сожжение трупов, поедание падали и половые извращения.

В понятие ритуальной чистоты в зороастризме включена чистота нравственно – религиозная.

Ритуально чистое определялось как благое начало (Истина)  источник гармонии и жизни.

Ритуально нечистое – злое, ложное, мертвое, которое  сеет  хаос, смерть.

По принципу благое - злое зороастрийцы разделяют все вещи и сущности.

Благая лиса  убивает  скверну - мышей

Благая собака противостоит волку.

и т.д.

К благому и чистому отнесено все полезное для человека, к злому  и скверному  - напротив  все вредное и бесполезное.

Поэтому некоторые хищники, гады, насекомые попали в ряд злых демонических существ, они несут в себе оскверненное, и уничтожать их в как можно большем количестве – долг каждого зороастрица.

К демоническим существам  зороастрийцы  относили так же: ведьм, колдунов, еретиков, лжеучителей, иноверцев, людей совершающих тяжкие преступления, гомосексуалистов, а так же страдающих неизлечимыми болезнями и увечьями. Все эти ритуально нечистые люди  в той или иной степени  являются носителями зла и осквернения.

Касательно неизлечимых болезней и увечья, то у зорострийцев считалось, что изъяны на теле человека отметины демонических сил, через которые идет проникновение их в человеческое существо. Любое нарушение естественного состояние человека, той гармонии, которой он был одарен  божеством  в момент творения, зороастрийцы относят к разрушительным действиям злых сил,  которым приписывают болезни, старение, смерть. Больных людей старались от членов общины, так как они могли заразить скверной других людей. Мертвое тело распространяет скверну в большей степени и во время «погребения» строго соблюдались очистительные ритуалы.

Иноверцы так же считали распространителями скверны, и поэтому запрещалось не только принятие от них пищи, но даже передача им любых предметов. Но так как исключить контакты с иноверцами во времена Сасанидского Ирана было невозможно,  после контактов с иноверцами зороастриец мог присоединиться  к своей общине, только пройдя очистительные обряды.

Элементарная норма гигиены, например умывание рук перед едой и после естественного отправления, для зороастрийца является религиозным ритуалом.

Очищение у зороавстрийцев производилось ритуальным омовением водой и молитвенным словом. В качестве очистительного средства зороастрийцы принимали и коровью мочу, которой не только умывались, но  и, при сильном  сильно осквернении, пили.

  • главная