Лимарев В.Н.
Обучение и воспитание у зороастрийцев (Эраншахр.)
Часть 2. Ритуальная чистота.
Жрецам в Эраншахре было дано право решать: что добро, а что зло. Через понятие ритуальная чистота они
проводили грань между добром – ритуально чистыми поступками и злом – ритуально
нечистыми поступками. При этом грань между материальным (предметами,
действиями) и нематериальным (мыслями, словом) часто стиралась.
Любое отступление от
жреческих предписаний считалось, что служит усилению демонических сил и рассматривалось
как преступление против веры.
Обращаясь к людям, жрецы говорили, что существуют наилучшие вещи: мысль благомысленная,
слово благосказанное и дело благоделанное,
выполнение которых не откладывай, и плохие вещи от которых откажись: от мыслей зломысленых, слов злосказанных,
дел злоделанных.
Жрицы учили, что человеческая душа –
это поле сражения добра и зла. Чтобы сохранить верность Агурамазде (Богу),
человек должен избегать всего нечистого (смерти, мертвого тела, крови, грязи,
мусора и всего, что с этим соприкасалось). Человек должен говорить правду, не
нарушать договоров, быть справедливым. Нравственно – пахать землю сажать
растения, быть трудолюбивым. Нарушая установления, человек совершает грехи.
Некоторые из грехов можно было смыть, искупить, выбить из человека ударами
палок, но есть и такие, которые не будут прощены никогда – ни в земной, ни в
загробной жизни. Это главным образом три греха: сожжение трупов, поедание
падали и половые извращения.
В понятие ритуальной
чистоты в зороастризме включена чистота нравственно – религиозная.
Ритуально чистое
определялось как благое начало (Истина)
источник гармонии и жизни.
Ритуально нечистое – злое,
ложное, мертвое, которое сеет хаос, смерть.
По принципу благое - злое зороастрийцы разделяют все вещи и сущности.
Благая лиса убивает
скверну - мышей
Благая собака противостоит
волку.
и т.д.
К благому и чистому
отнесено все полезное для человека, к злому
и скверному - напротив все вредное и бесполезное.
Поэтому некоторые хищники,
гады, насекомые попали в ряд злых демонических существ, они несут в себе
оскверненное, и уничтожать их в как можно большем количестве – долг каждого зороастрица.
К демоническим
существам зороастрийцы относили так же: ведьм, колдунов, еретиков,
лжеучителей, иноверцев, людей совершающих тяжкие преступления,
гомосексуалистов, а так же страдающих неизлечимыми болезнями и увечьями. Все
эти ритуально нечистые люди в той или
иной степени являются носителями зла и
осквернения.
Касательно неизлечимых
болезней и увечья, то у зорострийцев считалось, что
изъяны на теле человека отметины демонических сил, через которые идет
проникновение их в человеческое существо. Любое нарушение естественного
состояние человека, той гармонии, которой он был одарен божеством
в момент творения, зороастрийцы относят к
разрушительным действиям злых сил,
которым приписывают болезни, старение, смерть. Больных людей старались
от членов общины, так как они могли заразить скверной других людей. Мертвое
тело распространяет скверну в большей степени и во время «погребения» строго
соблюдались очистительные ритуалы.
Иноверцы так же считали
распространителями скверны, и поэтому запрещалось не только принятие от них
пищи, но даже передача им любых предметов. Но так как исключить контакты с
иноверцами во времена Сасанидского Ирана было невозможно, после контактов с иноверцами зороастриец мог присоединиться к своей общине, только пройдя очистительные
обряды.
Элементарная норма
гигиены, например умывание рук перед едой и после естественного отправления,
для зороастрийца является религиозным ритуалом.
Очищение у зороавстрийцев производилось ритуальным омовением водой и молитвенным
словом. В качестве очистительного средства зороастрийцы
принимали и коровью мочу, которой не только умывались, но и, при сильном сильно осквернении, пили.
главная