Лимарев В.Н.
Обучение и воспитание у
зороастрийцев (Эраншахр).
1. Сословия в Иране (Эраншахере).
Население Ирана при Сасанидах
(3-7 век) делилось на четыре сословия: жречество, воинов, писцов и
земледельцев.
Многие вельможи и
землевладельцы принадлежали к сословию воины.
Государственные чиновники
и придворные формально входили в
сословие писцов.
Зоорастрийские жрецы составляли особое сословие.
Врачи, астрологи, купцы,
ремесленники и собственно крестьяне - составляли сословие земледельцев.
Жрецы были наставниками
царя и цариц и отвечали за судопроизводство и контроль за образованием и
воспитанием населения.
2. Ритуальная чистота.
3. Обучение жрецов.
Самым
важным и значимым для иранского государева Сасанидов было подготовить хорошо
образованных жрецов. Обучение жрецы
проходили в специальных религиозных школах – хербедестен. Обучение будущих
священников начиналось в возрасте 7 лет и заканчивалось в 15 лет, когда, по
мнению зороастрийцев, наступает зрелость, в этом возрасте Заратустра начинал
самостоятельную жизнь проповедника. Требования к ученикам были жесткими и
применялись наказания в виде ударов палкой. После обучения молодые священники
низшего ранга гербаты служили в храмах.
В
20 лет священники –гербаты должны были
пройти испытания – экзамен на знание основ религии и всех зороастрийских
обрядов перед судьями, составленным из
мудрецов, священников и судий, которые и моги поднять ранг священника до мобеда
– простого священника. Мобедом может стать только здоровый мужчина из рода
мобедов (рода священников).
Мобеды
являются стражами священных огней и обязаны защищать их, в том числе, и с
оружием в руках.
После
тридцати лет, возраста, когда Заратустра вступил в контакт с Агурамаздой (Богом), некоторые мобеды могли стать высшими жрецами
– даустрами.
Высшим
религиозным авторитетов в зороастрийцев является рату – мобед (высший жрец)
непогрешимый в вопросах веры.
4.
Обучение и воспитание членов царской семьи и аристократии.
Воспитание
и обучение членов царской семьи и аристократов было доверено мобетам, которые приступали к
воспитанию с пятилетнего возраста.
В начальной школе они обучались читать и писать. Были так же такие предметы
как религиоведение, история и культуру
Ирана (Эраншахра), математика, звездочтение и другие науки.
Ирановедение и религиоведение включали в себя историю Ирана от начала
Иранской империи до настоящего времени: включала в себя информацию о царях, войнах и других исторических событиях, а также мифологию, изучение
зороастрийских книг, биографии Заратуштры, религиозных гимны Митре (Солнцу,
Мехру) и Анахите, поэзию и шуточные рассказы. Также изучали главные правила
жизни, связанные с уважением четырех стихий, главных элементов природы. Молодых
аристократов учили игре на музыкальных инструментах, игре в шахматы и другие
игры.
Большое значение уделялось физическому воспитанию и военной
подготовке.
Воспитание было направлено к развитию воинственного духа, чувства чести,
правдивости и любви к славе. …
Молодые аристократы вместе с царевичем учились ездить верхом, а так же
военным искусствам: стрелять из лука, бросать копье и дубинку, а так же владеть
мечем.
5. Шахиншах Шапур 1 (241 - 272 гг.) описывает, как проходило его обучение и воспитание.
6. Фрахангестан - место учения.
Особое
место в Сасанидском государстве так же
занимали школы писцов – дибирестан, в которой обучались будущие
чиновники. Там, как и в школах для
высшей аристократии, давали обширные
знания.
Девушки из знатных семей получали религиозное
образование в религиозных школах. В основном их образование касалось искусству
ведения домашнего хозяйства.
Что
касается людей, профессия которых была по рождению определена социальным положением родителей: земледельцы,
торговцы, ремесленники или мелкие
служащие, то их обучали в общей школе - фрахангестан,
религиозные основы и специальное
обучение в зависимости от профессии. Среди ремесленников практиковалось и домашние
обучение.
Касательно сельской местности, то там население было поголовно безграмотным и учителями были фактически священнослужители, которые давали уроки ритуальной чистоты.
главная