Сословия в Иране (Эраншахере).

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Обучение и воспитание у зороастрийцев (Эраншахр).

 

Язат бежество помогающее Азурамазды.

1. Сословия в Иране (Эраншахере).

Население Ирана  при Сасанидах  (3-7 век) делилось на четыре сословия: жречество, воинов, писцов и земледельцев.

Многие вельможи и землевладельцы принадлежали к сословию воины.

Государственные чиновники и придворные  формально входили в сословие писцов.

Зоорастрийские жрецы  составляли особое  сословие.

Врачи, астрологи, купцы, ремесленники и собственно крестьяне - составляли сословие земледельцев.

Жрецы были наставниками царя и цариц и отвечали за судопроизводство и контроль за образованием и воспитанием населения.

 

2. Ритуальная чистота.

 

3. Обучение жрецов.

Самым важным и значимым для иранского государева Сасанидов было подготовить хорошо образованных жрецов.  Обучение жрецы проходили в специальных религиозных школах – хербедестен. Обучение будущих священников начиналось в возрасте 7 лет и заканчивалось в 15 лет, когда, по мнению зороастрийцев, наступает зрелость, в этом возрасте Заратустра начинал самостоятельную жизнь проповедника. Требования к ученикам были жесткими и применялись наказания в виде ударов палкой. После обучения молодые священники низшего ранга гербаты  служили в храмах.

В 20 лет священники –гербаты  должны были пройти испытания – экзамен на знание основ религии и всех зороастрийских обрядов  перед судьями, составленным из мудрецов, священников и судий, которые и моги поднять ранг священника до мобеда – простого священника. Мобедом может стать только здоровый мужчина из рода мобедов (рода священников).

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их, в том числе, и с оружием в руках.

После тридцати лет, возраста, когда Заратустра вступил в контакт с Агурамаздой (Богом),  некоторые мобеды могли стать высшими жрецами – даустрами.

Высшим религиозным авторитетов в зороастрийцев является рату – мобед (высший жрец) непогрешимый в вопросах веры.

 

4. Обучение и воспитание членов царской семьи и аристократии.

Воспитание и обучение членов царской семьи и аристократов  было доверено мобетам, которые приступали к воспитанию с пятилетнего возраста.

В начальной школе они обучались читать и писать. Были так же такие предметы как  религиоведение, история и культуру Ирана (Эраншахра), математика, звездочтение и другие науки.

Ирановедение и религиоведение включали в себя историю Ирана от начала Иранской империи до настоящего времени: включала в себя  информацию о царях, войнах и других  исторических событиях, а также мифологию, изучение зороастрийских книг, биографии Заратуштры, религиозных гимны Митре (Солнцу, Мехру) и Анахите, поэзию и шуточные рассказы. Также изучали главные правила жизни, связанные с уважением четырех стихий, главных элементов природы. Молодых аристократов учили игре на музыкальных инструментах, игре в шахматы и другие игры.

Большое значение уделялось физическому воспитанию и военной подготовке.

Воспитание было направлено к развитию воинственного духа, чувства чести, правдивости и любви к славе. 

Молодые аристократы вместе с царевичем учились ездить верхом, а так же военным искусствам: стрелять из лука, бросать копье и дубинку, а так же владеть мечем.

 

Митра убивающий быка. ( Из персидской мифологии, Авеста)

5. Шахиншах Шапур 1 (241 - 272 гг.) описывает, как проходило его обучение и воспитание.

 

6. Фрахангестан  - место учения.

Особое место в Сасанидском государстве так же  занимали школы писцов – дибирестан, в которой обучались будущие чиновники.  Там, как и в школах для высшей аристократии,  давали обширные знания.

Девушки  из знатных семей получали религиозное образование в религиозных школах. В основном их образование касалось искусству ведения домашнего хозяйства.

Агита. ( Из персидской мифологии, Авеста)

Что касается людей, профессия которых была по рождению определена  социальным положением родителей: земледельцы, торговцы, ремесленники или  мелкие служащие, то их обучали в общей школе -  фрахангестан, религиозные основы и  специальное обучение в зависимости от профессии.  Среди ремесленников практиковалось и домашние обучение.

Касательно сельской местности, то там население было поголовно безграмотным и учителями были фактически священнослужители, которые давали уроки ритуальной чистоты.

 

  • главная