Лимарев В.Н.
Авестические верования до Заратустры.
Нельзя сказать, что тексты Авесты
содержат одно лишь чистое учение Заратустры, это конгломерат из различных древних верований и поздних
религиозных вставок персидских жрецов-философов.
Авестические верования, существовавшие до пророка Заратустра, это верований древних народов заселявших Иран
и арийцев покоривших Иран во второй половине 2 тыс. до
н.э.
В первом гимне Ясны (первая книга
Авесты) можно найти сведения о том, кому поклонялись древние иранцы:
« Я приношу
жертву звездам, созданиям святого духа,
Сириусу (Титшрии), блестящей, чудно звезде,
Луне, которая
обладает семенем тельца.
Блестящему
Солнцу с мчащимися конями,
Оку Ормузды
(Ахура Мазды).
Я приношу
жертву духам –покровителям праведных.
И тебе,
огонь, сын Мазды, вместе с другим огнем.
Доброй
воде и всяким созданным богом водам.
Как всякому
богом созданному злаку.
Верование древних иранцев, это культ природы, где в качестве проявления
божественной силы на первом месте вода и растения.
Святыми животными с древних времен у иранцев были корова и собака, их
убийство – осквернение святыни.
Давать обильную пищу коровам
является священной обязанностью.
Бычья же моча - самое священное
очистительное средство, не смотря на то, что в авестической
этике вообще моча в высшей степени
нечиста и скверна.
Собака, как творение Ормузда (Ахура Мазды), имеет равное достоинство с людьми. Собака прогоняет
злых духов и очень опасно её убить.
Наследием арийцев в Авесте, безусловно, являются древне-индогерманские мифы и сказания.
Так в сказании о Йиме, царе мертвых, говорится, что конец мира представляется
чем-то вроде наступления зимы, полной холода и мрака, из которой должно было
произойти состояния блаженства в виде
вечной весны в раю у Йиме.
Основной источник.
Истоия религий. Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. (Издательство Валаамского моныстыря 1899 г)
главная