Лимарев В.Н.
Краткая история Ирана (иранского суперэтноса).
Факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Обскурация фаза (Старость).
Первый период – «надлом».
Часть2.
Стабилизационно-философский цикл
(851- 900 г н.э.)
Середина 9 века.
Зороастрийцы в 9 веке.
Аббасидский чиновник в своем докладе в 9 веке писал: «Зороастрийцы сохранили книги, храмы огня и
обычаи времен своих царей благодаря непрерывавшейся преемственности; они
придерживаются древних обычаев и соблюдают их согласно своей религии. Нет
больше другой страны, где бы зороастрийцы были бы столь многочисленны, как в
Фарсе, потому что эта область является средоточием их владений, обрядов и
религиозных книг». Кроме Фарса (Парса)
до середины 9 века провинция
Керман (юго-восток Ирана) была преимущественно зороастрийской, но агрессивное
наступление ортодоксального ислама при
халифе аль-Мутаваккила привела к мусульманизации Кермана.
В
Хорасане находилось известное зороастрийское святилище, где рос огромный
кипарис, посаженный, по преданию, самим Зороастром. Не смотря на отчаянные
протесты зороастийцев, по указанию халифа
аль-Мутаваккила дерево было
срублено и отправлено для строительства нового дворца.
Зороастийские
маги продолжают писать религиозно-философские трактаты, в которых пытаются ответить на вопрос:
Почему
верующим зороастрийцам выпало на долю столько зла и почему именно добрые
страдают? Насколько тяжелы грехи тех, кто отрекается от религии поклонения
Мазде ради «чужеземной и злой веры»?
Позволительно
ли вести куплю и продажу с неверующими (неиранцами)?»
847-861 г н.э.
Правление
халифа аль-Мутаваккила.
Новая власть стала активно
наводить порядок в Халифате. Многие высокопоставленные чиновники были обвинены
в казнокрадстве и «других грехах» и были репрессированы.
Управлять Багдадом и
Ираном был приглашен из Тахириды представитель этого рода Муххамед ибн Абдуллах. Халифом была предпринята попытка опереться на иранскую знать.
Были запрещены все диспуты
относительно Корана.
В 850 -853 году иноверцам
было предписано ношение знаков отличия. Им было запрещено занимать какие-либо
должности в администрации и изучать в школах арабский язык.
В 851 году догмат о
«сотворении Корана» халифа аль-Мамуна был признан
ересью, верховный кади - мутазилит был смещен со
своего поста. В Халифа стал утверждаться
традиционный суннизм.
Начались гонения и на
шиитов, халифом были запрещено паломничество на могилу шиитского святого
Хусейна, могила его была осквернена.
861 г н.э.
Тюркские военачальники
совершают государственный переворот.
К концу правления халифа аль-Мутаваккила слабость халифов и их незначительная роль
при управлении государством стала очевидна.
Халиф предпринял попытку
изменить порядок престолонаследования в пользу младшего сына, что вызвало недовольство
тюркских военачальников, халиф аль-Мутаваккила был
убит. На престол тюрками был посажен его
старший сын аль-Мунтасир, который через
пол года умер. Тюркские
военачальники (гулямы) поставили нового халифа аль-Мустана. Его
брат аль-Муттаз
поднял восстания против захвата власти тюрками. В его армии были иранцы и арабы, но тюрки победили, ал-Мутазз был убит. В Арабском Халифате во власти утвердились тюрки, которые
правили от имени династии Аббасидов.
Союз с гулямами
халифы обычно скрепляли родственными браками, в которых рождались дети от
тюркских жен.
861- 878 г н.э.
Образование государства Саффаридов.
После религиозной реформы аль-Мутаваккила, много иранцев бежали на
восток Арабского Халифата и нашли свое пристанище в Систане, в области на
востоке Современного Ирана и частично Афганистана.
Управлял провинцией Якуб ибн Лейс прозванный Саффар, что означает «медник» смог создать из местного населения
и беженцев с запада боеспособную армию, и стал проводить активную военную политику.
Собрав армию, Йакуб ибн Лайс двинулся на Восток
к Кабулу, в то время еще языческой области на границе с Индией, и подчинил ее,
нанес так же поражение тюркам на севере
от Сислея.
В 873 г. х. он захватил столицу эмирата Тахиридов Нишапур, где правил
слабый правитель Мухаммед, и Хорасан вошел
в состав нового эмирата. В результате военных успехов образовалось огромное государство,
в которое вошла большая часть Средней Азии. В состав государства так же вошла
родина персов Фарс (Парс). Столицей государства Саффаридов стал главный город Парса - Шираз.
Продвигаясь на запад, армия Саффара
встретилась в 876 году с гвардией халифа и потерпела поражение. В 878 к власти
в эмирате пришел брат Саффара - Амр
ибн Лайс,
который выразил халифу покорность. Государство Саффаридов,
формально подчиняясь халифу, вело
независимую политику. Намерения халифа утвердить свою власть над саффаридами не увенчалась успехом.
869-883 г н.э.
Восстание занджей (зинджей).
Крупные
землевладельцы в Месопотамии (совр. Ирак) для выращивания
сахарного тростника и хлопка, а так же рытья каналов и осушения болот,
организовывали военные экспедиции в Африку, где захватывали в плен местных
жителей, и превращали их в рабов. Ни о каком мусульманском гуманизме не
было и речи, была нещадная эксплуатация чернокожих:
рыбы вели полуголодное существование и погибали в большом количестве от
болотной лихорадки. Особенно большое
скопление рабов было на плантациях в районе города Бастра. Некий Али ибн Мухаммед объявил себя родственником мусульманского
святого Али и поднял восстание против землевладельцев и власти халифа.
Он объявил Аббасидов деспотами и тиранами.
Восстали 15 тысяч рабов в
районе Бастры, они разбили правительственные войска и стали захватывать один за другим города юга
Месопотамии.
Отборные части халифской
армии состояли из кавалерии и были непригодны
для войны в болотистой местности.
В 871 году занджи ворвались в Бастру, город был разрублен и сожжен.
Знатные дамы иранские и
арабские дамы становились рабынями-наложницами
у вождей восставших. Восставшие среди болот организовали свою столицу (город аль- ал-Мухтар) и даже стали чеканить монету. Али ибн Мухаммед был провозглашен халифом.
Занджи, убивая землевладельцев, сами стали управлять
поместьями, превратившись в землевладельцев, при этом освобождались лишь рабы участвовавшие в восстании.
Занджи грабили города и опять уходили в болота, где их не
могли разбить войска халифа.
В 876 году восставшие
двинулись на Багдад, но были разбиты правительственными войсками.
Восстание занджей произошло, когда халифом был аль-Мутамид – молодой безвольный человек, который разделил управление халифатом на две части: сыну Джафару -
Сирию и Египет, а брату Аль-Муваффаку - Иран, Ирак и Аравию, а сам фактически отошел
от дел.
Восстание занджей пришлось подавлять энергичному
Аль-Муваффаку. Он организовал речной флот и в 883
году уничтожил занджей в их логове
в болотах.
875 - 900 г н.э.
Образование государства Саманидов.
Во время завоевания саффаридами Средней Азии, Мавераннахр – область между Амударьей и
Сырдарьей с центром в Бухаре и успешно отражала атаки кочевых тюркских племен и
смогла отразить попытки Саффаридов утвердиться в этой
области.
Область управлялась
представителями знатного рода - Саманиды, которые
выражали покорность халифу, и халиф оказывал им посильную помощь в борьбе с саффаридами.
В 893 году полководец
Измаил, брат Насра ибн Ахмаду правителя Мавераннахра, начал завоевательную политику в Средней Азии. Он успешно
провел военную операцию против тюркского племени карлуки в степях за Сыр-Дарьей, обеспечив безопасность
караванных путей в Средней Азии.
В 900 году полководец
Исмаил, разгромил Амра Саффарида,
захватив его в плен, и покорил почти все территорию эмирата, Багдад утвердил
его право над этими территориями. Амр был отправлен в Багдад, где был убит по
приказанию халифа. Саффаридам
удалось удержать только непосредственно область Систан.
889 -890 г н.э.
Создание государства Саджитов.
Наместник провинции
Азербайджан полководец Афшин Гейдар ибн Кавус вышел из
подчинения Багдадского халифа и
образовал независимое государство Саджитов. Саджиды происходили от старинного согденского рода.
890-899 г н.э.
Создание арабского государства Карматов.
Карманы - шииты исмаилиты в конце 9 века начали активные выступления против Аббасидов. Под лозунгом социальное равенство, восстановление общинной собственности на землю, они овладели Бахрейном, а затем подчинили Аравию, создав арабское государство.
891 г н.э.
Багдад – столица Арабского Халифата.
В 891 году окружением
халифа аль-Мутамида было принято решение о
переводе столицы Халифата из Самарры назад в Багдад.
Самарра была постепенно покинута жителями и
превратилась в город-призрак.
Конец 9 века.
Тюрки утверждаются у власти в Халифате.
Тюркские военачальники
вели себя в Халифате как в завоеванном государстве. Они не были набожными, и могли войти в мечеть не снимая вооружения и не принимая
участия молитве, но были сплоченны и дисциплинированы.
В Халифате, где стало
ощущаться нехватка продовольствия, непрерывно были волнения.
Арабы и иранцы пытались
оказывать сопротивление воле тюрок, но безуспешно.
За десять лет с 871 по 870
на престоле сменилось четыре халифа, по крайнем мере троя из них
умерли насильственной смерть, это был итог схватки между иранцами и тюрками.
Перелом произошел при
управлении страной энергичным Аль-Муваффаки,
который правил за своего брата аль-Мутамида (870-892).
Восстание занджей уничтожило многие влиятельные фамилии персов и
утвердило у власти тюрок, сумевших справиться с восставшими.
В Багдаде не было спокойно
в правление Аль-Муваффаки
(до 891года), социальные и религиозные группировки постоянно вступали в
конфликты и строили планы захвата
власти, с этими группировка аль-Муваффаки расплавлялся
жестко. Аресты, конфискации имущества и
убийства были обычным явлением.
В конце 9 века многие
провинции Арабского Халифата вышли из подчинения Багдада.
Тяжелое экономическое
положения халифата заставляло халифа аль
-Мутадида (892-902) постоянно искать средства для
содержание чиновников и тюркских наемников, без которых его власть была эфемерной.
Большое влияние в государстве стали иметь шииты, главы шиитских кланов владели
большими богатствами.
В девяностые годы появилась практика приглашать на службу сначала обращенных в ислам христиан, в затем не принявших ислам христиан.
Конец 9 века.
Новоперсидский язык (фарси).
С созданием полузависимых
иранских государств Тахиридов
затем Саффаридов и Саманидов арабский язык перестал постепенно быть государственным
в этих эмиратах. В этих регионах
население говорило на персидском языке, засоренном арабскими словами. На персидском языке поэты слагали стихи,
которые записывались арабским алфавитом.
Известно,
что Тахириды, при своем дворе в Нишапуре,
поощряли употребление арабского языка; последний представитель этой династии
славился прекрасным арабским слогом, но при их дворе продолжали говорить на персидском
языке. Династия Саффаридов в Сеистане,
возвысившаяся из низов, покровительствовала развитию литературы на
новоперсидском языке; основатель этой династии Саффарне
не знал арабского и, согласно преданию, он требовал,
чтобы стихи слагались не на арабском, а на том языке, который он понимал. В
любом случае, первые записи персидского языка арабским алфавитом должны быть
отнесены к середине IX века, но расцвет новоперсидской литературы происходит
только при Саманидах.
главная