Краткая история Ирана (иранского суперэтноса). (701- 750 г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Краткая история Ирана (иранского суперэтноса).

Факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Акматическая фаза. (Зрелость).

Четвертый период – «гегемония».

Часть1. Философско-революционный цикл  (701- 750 г н.э.)

Роспись в доме богатого горожанина в Пенджикенте (город в западном Таджикистане). Из иранского эпоса о Рустаме. (740 год). Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

                                                                    

  • Гегемония. (8 век от начала этнич. истории)
  • Распространение ислама (7-10 века) (карта)
  • Арабский халифат.
  • Завоевание арабов (7-9 век) (Карта)
  • Завоевание арабов- мусульман.(карта)
  • Арабский Халифат вторая половина 7 века -8 век.(карта)
  • Начало 8 века.

    Укрепление власти Омейядов.

    Власть Омейядов в Арабском халифате была упрочнена благодаря реформам.

    Была сформирована боеспособная армия, власти продолжили  завоевательную политику.

    Зороастрийцы не подвергались гонениям, население сельских местностей в Иране поголовно справляла культ огня. 

    699-705 г н.э.

    Мусульмане покоряют Армению.

    Христине в Армении оказывали серьезное сопротивления захватчикам, борьба была бескомпромиссной.

    Армянские источники сообщают о грабежах мусульман, и мысовых убийствах христиан.

    Мухаммад ибн Марван, брат халифа Абд ал-Малика, еще в 693 г. был назначен наместником в Азербайджане и Армении, но лишь в 699 г., в ответ на поход византийского императора Тиверия III (698—705), двинулся на Армению.

    В течение нескольких лет арабы вели борьбу за подчинение всей страны.

    В703 году после упорный боев была захвачена крепость Севан. Армения была покорена.

    Капитель армянской церкви 8 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    В  704 году произошло восстание армян против захватчиков, в Армении  перебили всех мусульман. Мухаммад ибн Марван двинул войска на усмирение армян, восстание в 705 года было подавлено в крови.

    Но насильственной мусульманизации не было.  

    Как пример, для улучшения управления завоеванными христианскими областями

    Халиф Абд ал-Малик Омейяд (685-705) отдал распоряжение о слиянии автокефальной Албанской церкви с армяно-григорианской церковью. Но в тот период не удалось до конца осуществить этот план, и албанцам удалось отстоять независимость своей церкви.

    705 г н.э.

    Сын Абд ал-Малика  -  ал-Валид I становится халифом.

    Это был энергичный и деятельный властелин. Он умел твердой рукой сдерживать своих полководцев и наместников, даже тогда, когда они находились на расстоянии тысяч миль от столицы.  Десять лет правления ал-Валида прошли в непрерывных войнах со всеми соседями Халифата.

     

    Согдийские пехотинцы.

    705—719 г н.э.

     

    Арабы завоевывают тюркские княжества Средней Азии.

    Хореземские монеты 7 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

     

    В 705 г правитель  провинции Хорасан (на востоке совр. Ирана)- Кутейба ибн Муслим приступил к окончательному завоеванию тюркских княжеств  Средней Азии.

    Арабы  подчинили Арабскому халифату Хорезм, Кеш, Бухара, Самарканд…

    Продвижение арабов  на север и восток Средней Азии продолжалось до 719 года, и закончилась окончательным подчинением равнинных территорий  Согды.

     

    711-713 г н.э.

    Арабы завоевывают  часть Индии.

     

    На Востоке арабы в 711—713 завоевали временно отпавшую от Халифата во время междоусобиц иранскую провинцию Мекран  с городом Мултан ( на тер. современного  Пакистана), Синд-  область по нижнему Инду, где после продолжительной осады был взят индийский город  Дейбул.

    Монеты Арабского Халифата: ( № 27 - халиф Абу ал Малик, № 28-29 - халиф ал-Валиде 1, № 30 - хвалиф Йазид II) Лабзание. Копская (христианская) икона. 7-8 век. Египет. Каир. Фото Лимарева В.Н.

    711-718 г. н.э.

    Арабы завоевывают Испанию.

    Арабский полководец Абу Зура Тариф, в 710 г переправился через Гибралтарский пролив на кораблях, опустошил окрестности Алхесираса (в Андалусии) и вернулся с большой добычей.

    Весной 711 года семитысячное арабское войско под командованием Тарик ибн Зийада переправилось через Гибралтарский пролив и вступило на Европейский континент.

    Король испанских вестготов Родерик пытался организовать сопротивление, но был разбит.

    К концу 713 г весь северо-запад полуострова от Сарагосы до Пиренеев уже был во власти арабов.

    В Испании в это время была нестабильная обстановка: за Испанский трон боролись несколько принцев и не могли объединиться в борьбе с вторгшимся врагом. Навязанное из Византии христианство никейского направления не укоренилось в Испании.  Местные жители приняли  новую религию - ислам, имеющую гуманистические основы.

    Арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях, они ни обирали до нитки покоренные народы. Они устанавливали умеренные и  регулярные налоги. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. От подати, согласно мусульманским гуманистическим принципам, освобождались женщины, дети и другие социально незащищенные люди.

    Сопротивление христиан вторгшимся арабам продолжалось до 718 года.

    Одна небольшая область на севере так и осталась непокоренной — Астурия.

    715 г. н.э.

    Арабский Халифат в 715 году в год смерти халифа ал-Валиде 1.

    К 715 году  Арабский Халифат имел максимальную территорию благодаря завоеваниям  двух энергичных халифов: Абд-ал-Малика (668— 715) и его сына ал-Валиде 1 (705-715) кроме Саудовской Аравии, территории Иранской империй, отвоеванных у Византии Сирии, Палестины, Армении …они расширили завоеванную территорию в Средней Азии (Афганистан и Хорезм…), Закавказье, включая территорию современного Азербайджана, углубились в Индию, завоевали весь Север Африки и завоевали Испанию.

    После смерти 715 году халифа ал-Валиде 1 престол халифа в 715 г наследовал его брат Сулейман. Новый халиф очень любил женщин и веселые пиршества и не умел жертвовать своими личными побуждениями во благо государства.

    715 -724 г н.э.

    Нестабильность в Арабском Халифате.

    Мечеть в Каире  7-8 века.

    В Арабском Халифате продолжалась непрерывная борьба за власть с физическим уничтожением соперников.  В этот период обострилась борьба между южными  (йеменцами) и северными арабами (кайситами), которые, прорываясь к власти, физически уничтожали друг друга. Об этом свидетельствуют кратковременность пребывания у власти халифов.

    Халиф Сулейман правил с 715 по 717 год

    Халиф Омар 2 с 717-720 год

    Язид II (Йазид II)  с 720 по 724 год

    Халиф Сулейман  расплавлялся жестко со своими военноначальниками;  он в 715 году сменил и казнил наместника в Индии в  Мохаммеда ибн-Касыма.

    Халиф Омар 2 был отравлен кайситами, что привело к междоусобице.

    После смерти Омара 2 в Басре взбунтовался наместник  Язид Ибн Мухаллаб. Бунт распространился на восточные провинции. На усмирение восставших был отправлен полководец  Маслама, который разгромил восставших  в упорном бою поблизости Куфы, на берегу Евфрата. Мухаллаб  погиб. С его смертью было восстановлено вскоре спокойствие также в Басре и во всей Персии.

    717 -721 г. н.э.

    Арабы пытаются завоевать Галлию (совр. Франция)

    Арабы после захвата государства вестготов в Испании стали претендовать на владения вестготов в Галлии. Они перешли Восточные Пиренеи и заняли Септиманию (главный город Нарбонн). Угроза арабского завоевания нависла над Аквитанией. Правителя Аквитании Эду собрал войско и вступил в бой с арабами и одержал победу. Арабы были изгнаны из Септимании.

    717-718 г. н.э.

    Мусульмане штурмую Константинополь.

    Мусульмане предприняли новую попытку захвата Константинополя. Осада города длилась ровно год с 15 августа 717 по 15 августа 718 года.  Голод был полностью окружен с суши и моря. Длительная осада вызвала нехватку в войсках продовольствия и привела к эпидемиям. Многочисленные попытки овладеть городом  были неуспешными, и полководец Маслама  вынужден был отвести войска.

    717-720 г. н.э.

    За чтением корана. Рис. Л.Бура. 1919 год.  Музей религии. фото Лимарева В.Н.

    Правление халифа Умара  (Омара) 2.

    После смерти халифа Сулеймана к власти в Арабском Халифате пришел его двоюродный брат Умар 2 ибн Абд ал-Азиз.

    Умар 2 с 706 по 712 год был наместником в Медине Мекки и Тайфа.  За 6 лет правления Умар проделал гигантскую по своим масштабам работу: были проложены дороги, созданы каналы и колодцы для сельскохозяйственных работ. В Медине он  вместе  с местными религиозными авторитетами обсуждал административные меры халифа на соответствие  Корану, за что и был в 712 году смещен с поста. После смещения с поста наместника,  он простым солдатом сражался против христиан. Неожиданно для многих  в завещании халиф Сулейман  своим приемником  назвал Умар 2 ибн Абд ал-Азиз.

    Став Халифом, Умар 2 продолжал вести пуританский образ жизни.

    Умар 2 стал исправлять ошибки своих предшественников, как и прежде обращаясь за советом к Корану. Он отменил незаконный налог  для новообращенных мусульман.

     Он проводил активную проповедническую политику, поощрял и почитал мусульманских богословов и стимулировал переходу в ислам покоренных народов.

    Относительно земельной собственности он стал утверждать, что земля принадлежит нации, т.е. мусульманской общности (умме), тем самым был против, чтобы земля была предметом  купли-продажи. 

    Он предпринял попытки просечь казнокрадство, но безуспешно – казна, разграбленная ещё при халифе Сулеймане,  опустела.

    Все его меры привели к недоброжелательному отношению к халифу  среди Омейядов

    В возрасте 40 лет Умар внезапно умирает. По одной из основных версий, халифа отравили его приближенные.

        Перед смертью Умар ибн Абд аль-Азиз попросил присутствующих сесть рядом. Они сели. Затем он обратился к Аллаху: «Ты мне велел, но я был небрежен. Ты мне запрещал, но я ослушался. Но я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха… Я вижу присутствующих здесь, но это не люди и не джинны, - и с этими словами он испустил дух».

    20 годы 8 века.

    Активное сопротивление мусульманам в Закавказье и Средней Азии.

    Осуарий  7 века. Согд. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    В 721-722 г. в Средней Азии с центром в Пенджикенте и Ходженте (Таджикистан), после разгрома восстания тюрки продолжили борьбу, укрываясь в горах. В 722 году это сопротивление было окончательно сломлено воинами хорасанского эмира Саида аль-Хараши. Они взяли штурмом крепость на горе Муг, где укрывался последний из согдийских правителей Деваштич. 

    Обгоревший деревянный резной декор дома  в Пенджикенте (город в западном Таджикистане) сгоревшего во время штурма города арабами в 722 году. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Сопротивление арабским завоевателям продолжалось до 729 года.

    Неоднократно жестоко подавляли арабы восставший Кавказ: Армению, Албанию (Азербайджан), Грузию.

    Несмотря на все усилия, арабам не удалось закрепиться в районах севернее Дербента, т.е. в Дагестане.

    720-724  г. н.э.

    Религиозные рвения Халифа Язид II (Йазид II).

    Вероятно, продолжая начатое дело халифом Умаром 2 по мусульманизации покоренного населения, халиф Язид II издал в июле 721 года эдикт, предписывающий уничтожение всех художественных изображений на территории Халифата. За исполнение этого распоряжения должен был отвечать его брат полководец Маслама. Иконы во всех православных храмах в Арабском Халифате были уничтожены, подверглись уничтожению и изображения зороастрийцев.

    Халиф Йазид II (720 - 724) так же дал распоряжение об уничтожении свиней на всей территории Арабского Халифата.

    Но историки не отмечают, что сам халиф отличался набожностью, он утопал в роскоши, любил музыку и поэзию,  и часто забывал о своих обязанностях халифа.

    Монеты Арабского Халифата: ( № 31 - халиф Хишам, № 32- халиф Мерван 2,)

    724-743 г. н.э.

    Халиф Хишам.

    Период правления Хишам – это период относительной стабильности в Арабском Халифате.

    Хишаму удалось навести порядок в халифате,  закрепившись на завоеванных его предшественников территориях.  Он укрепил владычество мусульман в Средней Азии и Индии.  В Индии построили ряд крепостей; важнейшая из них, Мансура.

    В 726 году произвел успешное наступление на Византию и отвоевал часть её территории в Кападокии. Император Византии Лев 3 Исавр разбил арабов в 726 при Никее, и между арабами и византийцами стали определятся границы владений.

    728-734 г н.э.

    Арабы отражают попытки хазар прорваться на территорию Арабского Халифата.

    Полчища хазар непрерывно штурмовали Дербент, желая прорваться вдоль Каспия в Азию. Благодаря полководческому таланту Маслема  удалось остановить продвижение хазар, из Сирии было переброшены регулярные войска (24 тыс. человек). Сдержав натиск хазар, арабы укрепили оборонительные сооружения Дербента 732-734 годах, и застроили город новыми зданиями.

    732 г. н.э.

    Майордом Карл Мартелл останавливает наступление арабов на восток.

    Мусульманский полководец Абд-аль-Рахман выступил для завоевания территорий во Франкии. Он разгромил баскских горцев, затем войско Эду у Бордо. Арабское  войско двинулись на Путье, где были остановлены войсками Карла. После сражения, которое не выявило победителя, арабы вернулись в Испанию. Септимания стала арабскими владениями.

    735- 737 г. н.э.

    Кафтан утепленный. 7-8 век.Закавказье. 8 век. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Победа Арабов над хазарами.

    В 735 г. хазары потерпели существенное поражение от войска арабского полководца Мервана, который со 150-тысячной армией сумел углубиться на территорию Хазарии, достиг ее новой столицы и двинулся по правобережью Волги на север, преследуя кагана, собиравшего силы для отпора. Мерван дошел до Славянской реки, в которой многие исследователи видят Дон, и увел оттуда 20 тыс. семей "славян и других неверных". Арабам удалось атаковать хазарскую армию, которая потерпела сокрушительное поражение, полководец хазар погиб. Хазарский каган попросил мира.  Мерван потребовал обращения кагана в мусульманство. В противном случае он грозил посадить на хазарский трон своего ставленника. Каган согласился с требованием Мервана и принял ислам. Хазары были обложены данью.

    Фриз христиаского (копского) храпма в Египте. 7-8 века.

    738-743 г н.э.

    Насильственная исламизация Хорасана.

    В Среднеазиатских провинциях Арабского халифата большинство население продолжало придерживаться традиционной религии (зороастизм). Для закрепления своей власти над этим регионом Омейяды стали проводить политику насильственной исламинизации. Апогея исламинизация достигла при наместнике в Хоростане – Насра ибн Саййра. Наместник удалил всех не мусульман из хорасанской администрации, добился, чтобы делопроизводство велось исключительно на арабском языке. Под давление властей начался переход в ислам, что должно было автоматически освободить от налога на не мусульман. Изначально так и было. Поступления в казну резко уменьшились, и Омейяды продолжили взимание налога с вновь обращенных, как с не мусульман, что привело к недовольству и в, конечном итоге, к массовым выступлениям против режима. 

    739 г. н.э.

    Византийский император Лев 3 одерживает победу над арабами у Акрониона.

    На границе с Византией  в правление халифа Хишама постоянно происходили военные стычки. В 739 году византийскому императору Льву 3 удалось одержать победу над одной из арабских армий у Акрониона. 

    739 – 740 г. н.э.

    Восстание шиитов в Куфе.

    В Куфе (Месопотамия) произошло восстание шиитов против халифа Хишам  возглавляемое имам Зейдом (внуком шиитского мученика- имама Хусейна).

    6 января 740  года, сражаясь в первых рядах восставших, Зейд  погиб, тело его было распято на кресте в Куфе, затем сунниты  сожгли его, а отрубленную голову отправили в Дамаск халифу Хишам.

    740- 741 г. н.э.

    Борьба берберов против диктата  Омейядов.

    Берберские племена были возмущены тем, что их поставили на положение язычников. При халифе Хишам они не только должны были платить налоги наравне с иудеями и христианами, но и несли еще одну унизительную повинность - поставляли своих дочерей в гарем халифа. В 740 г. восстали племена, обитавшие на территории нынешнего Марокко. Халиф Хишам  для наведения порядка в Северной Африке послал тридцатитысячное войско. Берберы пропустили войско далеко на Запад, а затем окружили и разбили на реке Себе.

    В 741 г. к восставшим присоединились испанские берберы. Северная Африка (на Запад от Египта) и Испания отпали от Халифата. В следующем году Омейяды  разбили берберов в Тунисе, и сумел утвердить власть халифа во всей Северной Африке и Испании.

    741 г. н.э.

    Указ о повсеместном внедрении арабского языка.

    В 741 г. последовал указ о повсеместном введении арабского языка, который, в частности, затрагивал Хорасанскую провинцию, которая, в силу удаленности от местностей с арабским населением и густо населённая иранцами, продолжала стойко придерживаться старых обычаев, не утратив свой прежний облик. Однако новым указом предписывалось допускать к работе в администрации и канцелярии только мусульман, что также способствовало переходу в новую веру – ислам.

    середина  8 века

    Переводы древней иранской литературы. Ученый Ибн ал-Мукаффа.

    После  завоевание Иранской империи арабами, началась ассимиляция арабского населения в  Месопотамии и Парсе. «Арабы стали иранизироваться».  В этих районах население находилось на более высоком уровне развития, чем в бедуинской (арабской) Аравии, с устоявшимися культурными традициями и мировоззрением.

    После того как арабский язык стал государственным, многие принявшие ислам персы свято хранили старые иранские традиции, обрабатывали предания и Сасанидские исторические хроники, научные и философские трактаты иранских ученых и переводили их на арабский язык.

    Иранский ученый Ибн ал-Мукаффа  (721-757) который, будучи писцом халифа Абу Джафара Мансура (754-775), написал для него «Трактат о сподвижниках», в котором, критикуя существующую государственную систему управления, красноречиво излагает путь ее усовершенствования. Благодаря его творчеству и стараниям, мусульманский мир получил возможность ознакомиться с лучшими образцами литературы древней иранской культуры

    Роспись в доме богатого горожанина в Пенджикенте (город в западном Таджикистане). Иллюстрация иранских басен: о Кузнеце и робезьяне, О трех мудрецах воскресших тигра. (740 год). Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    По мнению писателя М. Бойс, автора книги «Зороасрицы, верования и обычаи», 

    среди новообращенных персов-мусульман были и искренне убежденные в превосходстве ислама над зороастризмом, доказательством чему, по их мнению, был успех завоевания арабами обширных территорий и других государств. Их привлекала простота раннего ислама, а многие элементы зороастризма, перешедшие в ислам, были близки и понятны персам. Принявшие ислам персы избавлялись также от многих жестких предписаний зороастризма, связанных с обрядом очищения.

    743 г н.э.

    Халиф Валид 2

        После смерти  Хишима  халифом стал его племянник Ал-Валид II.  Новый халиф был человек храбрый щедрый и волевой, но при этом ограниченный и деспотичный. Он чрезмерно предавался вину и  удовольствиям, отличался сладострастием и жестокостью.  Любил и писал стихи.

    Роспись в доме богатого горожанина в Пенджикенте (город в западном Таджикистане).Луноликая красавица (женщина олицетворяющая Луну) (740 год). Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Валид II (743-744), пренебрежительно относился к  мусульманским обрядам и святыням, слухи ходили о том, что  на общественную молитву посылал вместо себя какую-нибудь наложницу, нарядив ее в священное платье, и пользовался Кораном как мишенью для стрел.

    Халифа  обвиняли его в том, что он даже по внешности перестал быть мусульманином.

    Едва приняв власть, ал-Валид казнил заслуженного наместника, из арабского племени кальбиты - Халида ибн Абдаллаха. Кульбиты восстали в 744 г. и провозгласили халифом сына ал-Валида I -  Йазида. Омейядская знать  отвернулась от ал-Валиду II.  Убийцу, посланного умертвить его, ал-Валид, как благочестивый мусульманин, встретил с Кораном в руках,  но это не пасло его от удара меча, Коран был залит кровью халифа. 

    744 г н.э.

    К власти в Арабском Халифате приходит Мерван 2.

    Полководец Мерван – наместник в Закавказье, узнав о смерти халифа Валида 2, направился в Дамаск.  В это время в Дамаске провозглашенный халифом Йазид умер, кульбиты провозгласили халифом некого Ибрахима, но тот, вероятно, зная о приближении войск Мервана, оказался от власти.  Вступив в Дамаск,  Мерван – провозгласил себя халифом.

    744-750 г.н. э.

    Междоусобица в Арабском Халифате, к власти приходят Аббасиды.

       Сразу после прихода к власти  халифа Мервана  в 744 году в Месопотамии в Западном Иране и Южной Аравии восстали хариджиты. К восставшим хариджитам  примкнули шииты и немусульманское население халифата. 

     Восставшие были едины в желании свержения династии Омейядов.

    Роспись в доме богатого горожанина в Пенджикенте (город в западном Таджикистане). Из иранской мифилоги: о женщине воительнице. (740 год). Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Халифу пришлось параллельно с подавлением то там, то тут вспыхивающих восстаний преодолевать сопротивление внутренней оппозиции в самой Сирии, недовольной приходом его к власти.

    Волнение в Халифате охватывали все новые области и кульминации достигли в 747 году, когда восстание охватило Хорасан, где его возглавил  бывший раб Абу Муслим.

    Абу Муслима  поддержали ремесленники и купцы, и местные иранские земледельцы (дехкане).

    В рядах восставших выступали и зороастрийцы, возглавляемые зороастрийским священником Бихафридом, провозгласившим себя пророком. Священник выступал за реформы, которые сблизили бы зороастризм с исламом.

     В этой сложной обстановке  активизировалась одна из политическим группировок  получившая  название аббасидской, которую возглавляли богатые землевладельцы в Ираке, потомки Аббаса – дяди  Пророка Мухаммеда.  Аббасиды  объясняли  верующим, что они являются родичами Пророка, в то время как Омейяды  не только родичи Пророка, но и являются  потомками Абу Суфьяна – злейшего врага  Мухаммеда.

    Вождь восставших  Абу Муслим заключил союз с аббасидами против общего врага,  и далее действовал от имени Аббасидов, под их черным знаменем.

    После трехлетней борьбы войска омейядов были разгромлены.

    Мусульмане были недовольны. что один из вождей восставших -зороастийский священник Бихафридом не мусульманин. Абу Муслим приказал казнить Бихафрида в 749 году.

    Дамаск был взят аббасидами 5 мая 750 года, халифом был провозглашен аббасид  Абу-л-Аббас.

    Халиф Мерван 2 бежал в Египет, где собрал армию и двинулся против аббасадов,  был вновь разбит, попал в плен, и был казнен 18 августа 750 года. Все захваченные в плен Омейяды так же были казнены. Сбылось пророчество Мухаммеда о переходе религиозной власти к потомкам Аббаса.

    Роспись в доме богатого горожанина в Пенджикенте (город в западном Таджикистане). Из иранского эпоса о Рустаме. (740 год). Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

  • главная