Лимарев В.Н.
Краткая история Ирана (иранского суперэтноса).
Факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Акматическая фаза. (Зрелость).
Четвертый период – «гегемония».
Часть1.
Философско-революционный цикл (701- 750
г н.э.)
Начало 8 века.
Укрепление власти Омейядов.
Власть Омейядов в Арабском халифате была упрочнена благодаря реформам.
Была сформирована боеспособная армия, власти продолжили завоевательную политику.
Зороастрийцы не подвергались гонениям, население сельских местностей в Иране поголовно справляла культ огня.
699-705 г н.э.
Мусульмане покоряют Армению.
Христине в Армении
оказывали серьезное сопротивления захватчикам, борьба
была бескомпромиссной.
Армянские источники
сообщают о грабежах мусульман, и мысовых убийствах христиан.
Мухаммад ибн Марван, брат
халифа Абд ал-Малика, еще в 693 г. был назначен
наместником в Азербайджане и Армении, но лишь в 699 г., в ответ на поход
византийского императора Тиверия III (698—705), двинулся на Армению.
В течение нескольких лет
арабы вели борьбу за подчинение всей страны.
В703 году после упорный
боев была захвачена крепость Севан. Армения была покорена.
В 704 году произошло восстание армян против
захватчиков, в Армении перебили всех
мусульман. Мухаммад ибн Марван двинул войска на усмирение армян, восстание в
705 года было подавлено в крови.
Но насильственной
мусульманизации не было.
Как пример, для улучшения
управления завоеванными христианскими областями
Халиф Абд ал-Малик
Омейяд (685-705) отдал распоряжение о слиянии автокефальной Албанской церкви с
армяно-григорианской церковью. Но в тот период не удалось до конца осуществить
этот план, и албанцам удалось отстоять независимость своей церкви.
705 г н.э.
Сын Абд
ал-Малика - ал-Валид I становится халифом.
Это был энергичный и деятельный властелин. Он умел твердой рукой сдерживать своих полководцев и наместников, даже тогда, когда они находились на расстоянии тысяч миль от столицы. Десять лет правления ал-Валида прошли в непрерывных войнах со всеми соседями Халифата.
705—719 г н.э.
Арабы завоевывают
тюркские княжества Средней Азии.
В 705 г правитель провинции Хорасан (на востоке совр. Ирана)- Кутейба ибн Муслим приступил к окончательному завоеванию тюркских княжеств Средней Азии.
Арабы подчинили Арабскому халифату Хорезм, Кеш, Бухара, Самарканд…
Продвижение арабов
на север и восток Средней Азии продолжалось до 719 года, и закончилась
окончательным подчинением равнинных территорий
Согды.
711-713
г н.э.
Арабы завоевывают
часть Индии.
На Востоке арабы в 711—713 завоевали временно отпавшую от
Халифата во время междоусобиц иранскую провинцию Мекран с городом Мултан ( на тер. современного Пакистана), Синд- область по нижнему Инду, где после
продолжительной осады был взят индийский город
Дейбул.
711-718 г. н.э.
Арабы завоевывают Испанию.
Арабский полководец Абу Зура Тариф, в 710 г переправился через
Гибралтарский пролив
на кораблях, опустошил окрестности Алхесираса (в Андалусии) и вернулся с большой добычей.
Весной 711 года семитысячное
арабское войско под командованием Тарик
ибн Зийада переправилось через Гибралтарский пролив и вступило на
Европейский континент.
Король испанских вестготов Родерик пытался организовать
сопротивление, но был разбит.
К концу 713 г весь
северо-запад полуострова от Сарагосы до Пиренеев уже был во власти арабов.
В Испании в это время была
нестабильная обстановка: за Испанский трон боролись несколько принцев и не
могли объединиться в борьбе с вторгшимся врагом. Навязанное из Византии
христианство никейского направления не укоренилось в Испании. Местные жители приняли новую религию - ислам, имеющую
гуманистические основы.
Арабы той эпохи не были склонны к
кровопролитию на захваченных землях, они ни обирали до нитки покоренные народы.
Они устанавливали умеренные и регулярные
налоги. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных
поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. От подати,
согласно мусульманским гуманистическим принципам, освобождались женщины, дети и
другие социально незащищенные люди.
Сопротивление христиан
вторгшимся арабам продолжалось до 718 года.
Одна небольшая область
на севере так и осталась непокоренной — Астурия.
715 г. н.э.
Арабский Халифат в 715
году в год смерти халифа ал-Валиде 1.
К 715 году Арабский Халифат имел максимальную территорию
благодаря завоеваниям двух энергичных
халифов: Абд-ал-Малика (668— 715) и его сына
ал-Валиде 1 (705-715) кроме Саудовской Аравии, территории Иранской империй,
отвоеванных у Византии Сирии, Палестины, Армении …они расширили завоеванную территорию
в Средней Азии (Афганистан и Хорезм…), Закавказье, включая территорию
современного Азербайджана, углубились в Индию, завоевали весь Север Африки и
завоевали Испанию.
После смерти 715 году халифа ал-Валиде 1 престол халифа в
715 г наследовал его брат Сулейман. Новый халиф очень любил женщин и веселые
пиршества и не умел жертвовать своими личными побуждениями во благо государства.
715 -724 г н.э.
Нестабильность
в Арабском Халифате.
В Арабском Халифате
продолжалась непрерывная борьба за власть с физическим уничтожением
соперников. В этот период обострилась
борьба между южными (йеменцами) и
северными арабами (кайситами), которые, прорываясь к власти, физически
уничтожали друг друга. Об этом свидетельствуют кратковременность пребывания у
власти халифов.
Халиф Сулейман правил с
715 по 717 год
Халиф Омар 2 с 717-720 год
Язид II (Йазид II) с 720 по 724 год
Халиф Сулейман расплавлялся жестко со своими
военноначальниками; он в 715 году сменил и казнил
наместника в Индии в Мохаммеда
ибн-Касыма.
Халиф Омар 2 был отравлен кайситами, что привело к междоусобице.
После смерти Омара 2 в
Басре взбунтовался наместник Язид Ибн Мухаллаб. Бунт распространился на восточные провинции.
На усмирение восставших был отправлен полководец Маслама, который разгромил восставших в упорном бою поблизости Куфы, на берегу
Евфрата. Мухаллаб погиб. С его смертью
было восстановлено вскоре спокойствие также в Басре и во всей Персии.
717 -721 г. н.э.
Арабы
пытаются завоевать Галлию (совр. Франция)
Арабы после
захвата государства вестготов в Испании стали претендовать на владения
вестготов в Галлии. Они перешли Восточные Пиренеи и заняли Септиманию
(главный город
Нарбонн). Угроза арабского завоевания нависла над Аквитанией.
Правителя Аквитании Эду собрал войско и вступил в бой с арабами и одержал
победу. Арабы были изгнаны из Септимании.
717-718 г. н.э.
Мусульмане штурмую
Константинополь.
Мусульмане предприняли новую попытку захвата Константинополя. Осада города
длилась ровно год с 15 августа 717 по 15 августа 718 года. Голод был полностью окружен с суши и моря.
Длительная осада вызвала нехватку в войсках продовольствия и привела к
эпидемиям. Многочисленные попытки овладеть городом были неуспешными, и полководец Маслама вынужден был отвести войска.
717-720 г. н.э.
Правление халифа Умара (Омара) 2.
После смерти халифа
Сулеймана к власти в Арабском Халифате пришел его двоюродный брат Умар 2 ибн
Абд ал-Азиз.
Умар 2 с 706 по 712 год
был наместником в Медине Мекки и Тайфа.
За 6 лет правления Умар проделал гигантскую по своим масштабам работу:
были проложены дороги, созданы каналы и колодцы для сельскохозяйственных работ.
В Медине он вместе с местными религиозными авторитетами обсуждал
административные меры халифа на соответствие
Корану, за что и был в 712 году смещен с поста. После смещения с поста
наместника, он простым солдатом сражался
против христиан. Неожиданно для многих в
завещании халиф Сулейман своим приемником назвал Умар 2 ибн
Абд ал-Азиз.
Став Халифом, Умар 2
продолжал вести пуританский образ жизни.
Умар 2 стал исправлять
ошибки своих предшественников, как и прежде обращаясь за советом к Корану. Он
отменил незаконный налог для
новообращенных мусульман.
Он проводил активную проповедническую
политику, поощрял и почитал мусульманских богословов и стимулировал переходу в
ислам покоренных народов.
Относительно земельной
собственности он стал утверждать, что земля принадлежит нации, т.е.
мусульманской общности (умме), тем самым был против,
чтобы земля была предметом купли-продажи.
Он предпринял попытки
просечь казнокрадство, но безуспешно – казна, разграбленная ещё при халифе
Сулеймане, опустела.
Все его меры привели к
недоброжелательному отношению к халифу
среди Омейядов
В возрасте 40 лет Умар
внезапно умирает. По одной из основных версий, халифа отравили его приближенные.
Перед
смертью Умар ибн Абд аль-Азиз попросил присутствующих сесть рядом. Они сели.
Затем он обратился к Аллаху: «Ты мне велел, но я был небрежен. Ты мне запрещал,
но я ослушался. Но я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха… Я вижу
присутствующих здесь, но это не люди и не джинны, - и с этими словами он
испустил дух».
20 годы 8 века.
Активное сопротивление мусульманам в Закавказье и
Средней Азии.
В 721-722 г. в Средней
Азии с центром в Пенджикенте и Ходженте
(Таджикистан), после разгрома восстания тюрки продолжили борьбу, укрываясь в горах. В 722
году это сопротивление было окончательно сломлено воинами хорасанского эмира
Саида аль-Хараши. Они взяли штурмом крепость на горе Муг, где укрывался
последний из согдийских правителей Деваштич.
Сопротивление арабским
завоевателям продолжалось до 729 года.
Неоднократно жестоко
подавляли арабы восставший Кавказ: Армению,
Албанию (Азербайджан), Грузию.
Несмотря на все усилия,
арабам не удалось закрепиться в районах севернее Дербента, т.е. в Дагестане.
720-724 г. н.э.
Религиозные рвения Халифа Язид
II (Йазид II).
Вероятно, продолжая
начатое дело халифом Умаром 2 по мусульманизации покоренного населения, халиф
Язид II издал в июле 721
года эдикт, предписывающий уничтожение всех художественных изображений на
территории Халифата. За исполнение этого распоряжения должен был отвечать его
брат полководец Маслама. Иконы во всех православных
храмах в Арабском Халифате были
уничтожены, подверглись уничтожению и изображения зороастрийцев.
Халиф Йазид II (720 - 724)
так же дал распоряжение об уничтожении свиней на всей территории Арабского
Халифата.
Но историки не отмечают,
что сам халиф отличался набожностью, он утопал в роскоши, любил музыку и
поэзию, и часто забывал о своих
обязанностях халифа.
724-743 г. н.э.
Халиф Хишам.
Период правления Хишам – это
период относительной стабильности в Арабском Халифате.
Хишаму удалось навести
порядок в халифате, закрепившись на
завоеванных его предшественников территориях.
Он укрепил владычество мусульман в Средней Азии и Индии. В Индии построили ряд крепостей; важнейшая из
них, Мансура.
В
726 году произвел успешное наступление на Византию и отвоевал часть её
территории в Кападокии. Император Византии Лев 3 Исавр разбил арабов
в 726 при Никее, и между арабами и
византийцами стали определятся границы
владений.
728-734 г н.э.
Арабы отражают попытки
хазар прорваться на территорию Арабского
Халифата.
Полчища хазар
непрерывно штурмовали Дербент, желая прорваться вдоль Каспия в Азию. Благодаря
полководческому таланту Маслема удалось остановить
продвижение хазар, из Сирии было переброшены регулярные войска (24 тыс.
человек). Сдержав натиск хазар, арабы укрепили оборонительные сооружения
Дербента 732-734 годах, и застроили город новыми
зданиями.
732 г. н.э.
Майордом
Карл
Мартелл останавливает наступление арабов на восток.
Мусульманский полководец Абд-аль-Рахман
выступил для завоевания территорий во Франкии. Он разгромил баскских горцев,
затем войско Эду у Бордо. Арабское
войско двинулись на Путье, где были остановлены войсками Карла. После
сражения, которое не выявило победителя, арабы вернулись в Испанию. Септимания
стала арабскими владениями.
735- 737 г. н.э.
Победа Арабов над хазарами.
В 735 г. хазары потерпели существенное поражение от войска арабского полководца Мервана, который со 150-тысячной армией сумел углубиться на территорию Хазарии, достиг ее новой столицы и двинулся по правобережью Волги на север, преследуя кагана, собиравшего силы для отпора. Мерван дошел до Славянской реки, в которой многие исследователи видят Дон, и увел оттуда 20 тыс. семей "славян и других неверных". Арабам удалось атаковать хазарскую армию, которая потерпела сокрушительное поражение, полководец хазар погиб. Хазарский каган попросил мира. Мерван потребовал обращения кагана в мусульманство. В противном случае он грозил посадить на хазарский трон своего ставленника. Каган согласился с требованием Мервана и принял ислам. Хазары были обложены данью.
738-743 г н.э.
Насильственная исламизация Хорасана.
В Среднеазиатских провинциях Арабского халифата большинство население продолжало придерживаться традиционной религии (зороастизм). Для закрепления своей власти над этим регионом Омейяды стали проводить политику насильственной исламинизации. Апогея исламинизация достигла при наместнике в Хоростане – Насра ибн Саййра. Наместник удалил всех не мусульман из хорасанской администрации, добился, чтобы делопроизводство велось исключительно на арабском языке. Под давление властей начался переход в ислам, что должно было автоматически освободить от налога на не мусульман. Изначально так и было. Поступления в казну резко уменьшились, и Омейяды продолжили взимание налога с вновь обращенных, как с не мусульман, что привело к недовольству и в, конечном итоге, к массовым выступлениям против режима.
739 г. н.э.
Византийский император Лев 3 одерживает победу над арабами у Акрониона.
На границе с
Византией в правление халифа Хишама
постоянно происходили военные стычки. В 739 году византийскому императору Льву
3 удалось одержать победу над одной из арабских армий у
Акрониона.
739 – 740 г. н.э.
Восстание шиитов в Куфе.
В Куфе
(Месопотамия) произошло восстание шиитов против халифа Хишам возглавляемое имам Зейдом (внуком шиитского мученика- имама
Хусейна).
6 января 740 года,
сражаясь в первых рядах восставших, Зейд
погиб, тело его было распято на кресте в Куфе, затем сунниты сожгли его, а отрубленную голову отправили в
Дамаск халифу Хишам.
740- 741 г. н.э.
Борьба берберов против диктата Омейядов.
Берберские племена были
возмущены тем, что их поставили на положение язычников. При халифе Хишам они не
только должны были платить налоги наравне с иудеями и христианами, но и несли
еще одну унизительную повинность - поставляли своих дочерей в гарем халифа. В
740 г. восстали племена, обитавшие на территории нынешнего Марокко. Халиф Хишам для наведения порядка в Северной Африке
послал тридцатитысячное войско. Берберы пропустили войско далеко на Запад, а
затем окружили и разбили на реке Себе.
В 741 г. к восставшим
присоединились испанские берберы. Северная Африка (на Запад от Египта) и
Испания отпали от Халифата. В следующем году Омейяды разбили берберов в Тунисе, и сумел утвердить власть халифа во
всей Северной Африке и Испании.
741 г. н.э.
Указ о повсеместном внедрении арабского языка.
В 741 г. последовал указ о повсеместном введении арабского языка, который, в частности, затрагивал Хорасанскую провинцию, которая, в силу удаленности от местностей с арабским населением и густо населённая иранцами, продолжала стойко придерживаться старых обычаев, не утратив свой прежний облик. Однако новым указом предписывалось допускать к работе в администрации и канцелярии только мусульман, что также способствовало переходу в новую веру – ислам.
середина 8 века
Переводы
древней иранской литературы. Ученый Ибн ал-Мукаффа.
После завоевание Иранской империи арабами, началась ассимиляция арабского населения в Месопотамии и Парсе. «Арабы стали иранизироваться». В этих районах население находилось на более высоком уровне развития, чем в бедуинской (арабской) Аравии, с устоявшимися культурными традициями и мировоззрением.
После того как арабский язык стал государственным, многие принявшие ислам персы свято хранили старые иранские традиции, обрабатывали предания и Сасанидские исторические хроники, научные и философские трактаты иранских ученых и переводили их на арабский язык.
Иранский ученый Ибн ал-Мукаффа (721-757) который, будучи писцом халифа Абу Джафара Мансура (754-775), написал для него «Трактат о сподвижниках», в котором, критикуя существующую государственную систему управления, красноречиво излагает путь ее усовершенствования. Благодаря его творчеству и стараниям, мусульманский мир получил возможность ознакомиться с лучшими образцами литературы древней иранской культуры
По мнению писателя М. Бойс, автора книги «Зороасрицы, верования
и обычаи»,
среди новообращенных персов-мусульман были и искренне убежденные в превосходстве ислама над зороастризмом, доказательством чему, по их мнению, был успех завоевания арабами обширных территорий и других государств. Их привлекала простота раннего ислама, а многие элементы зороастризма, перешедшие в ислам, были близки и понятны персам. Принявшие ислам персы избавлялись также от многих жестких предписаний зороастризма, связанных с обрядом очищения.
743 г н.э.
Халиф Валид 2
После
смерти Хишима халифом стал его племянник Ал-Валид II. Новый халиф был человек храбрый щедрый и
волевой, но при этом ограниченный и деспотичный. Он чрезмерно предавался вину
и удовольствиям, отличался
сладострастием и жестокостью. Любил и
писал стихи.
Валид II (743-744),
пренебрежительно относился к
мусульманским обрядам и святыням, слухи ходили о том, что на общественную молитву посылал вместо себя
какую-нибудь наложницу, нарядив ее в священное платье, и пользовался Кораном
как мишенью для стрел.
Халифа обвиняли его в том, что он даже по внешности
перестал быть мусульманином.
Едва приняв власть,
ал-Валид казнил заслуженного наместника, из арабского племени кальбиты - Халида
ибн Абдаллаха. Кульбиты восстали в 744 г. и провозгласили халифом сына
ал-Валида I - Йазида. Омейядская
знать отвернулась от ал-Валиду II. Убийцу, посланного умертвить его, ал-Валид, как
благочестивый мусульманин, встретил с Кораном в руках, но это не пасло его от удара меча, Коран был
залит кровью халифа.
744 г н.э.
К власти в Арабском Халифате приходит Мерван 2.
Полководец Мерван – наместник в Закавказье, узнав о смерти халифа Валида 2, направился в Дамаск. В это время в Дамаске провозглашенный халифом Йазид умер, кульбиты провозгласили халифом некого Ибрахима, но тот, вероятно, зная о приближении войск Мервана, оказался от власти. Вступив в Дамаск, Мерван – провозгласил себя халифом.
744-750 г.н. э.
Междоусобица в Арабском
Халифате, к власти приходят Аббасиды.
Сразу
после прихода к власти халифа Мервана
в 744 году в Месопотамии в
Западном Иране и Южной Аравии восстали хариджиты. К восставшим хариджитам примкнули шииты и немусульманское население
халифата.
Восставшие были едины в желании свержения
династии Омейядов.
Халифу пришлось параллельно
с подавлением то там, то тут вспыхивающих восстаний преодолевать сопротивление
внутренней оппозиции в самой Сирии, недовольной приходом его к власти.
Волнение в Халифате
охватывали все новые области и кульминации достигли в 747 году, когда восстание
охватило Хорасан, где его возглавил
бывший раб Абу Муслим.
Абу Муслима поддержали ремесленники и купцы, и местные
иранские земледельцы (дехкане).
В рядах восставших выступали и зороастрийцы, возглавляемые зороастрийским священником Бихафридом, провозгласившим себя пророком. Священник выступал за реформы, которые сблизили бы зороастризм с исламом.
В этой сложной обстановке активизировалась одна из политическим группировок получившая
название аббасидской, которую возглавляли богатые землевладельцы в
Ираке, потомки Аббаса – дяди Пророка Мухаммеда. Аббасиды объясняли верующим, что они являются родичами Пророка, в
то время как Омейяды не только родичи
Пророка, но и являются потомками Абу
Суфьяна – злейшего врага Мухаммеда.
Вождь восставших Абу Муслим заключил союз с аббасидами против
общего врага, и далее действовал от
имени Аббасидов, под их черным знаменем.
После трехлетней борьбы
войска омейядов были разгромлены.
Мусульмане были недовольны. что один из вождей восставших -зороастийский священник Бихафридом не мусульманин. Абу Муслим приказал казнить Бихафрида в 749 году.
Дамаск был взят аббасидами
5 мая 750 года, халифом был провозглашен аббасид Абу-л-Аббас.
Халиф Мерван 2 бежал в
Египет, где собрал армию и двинулся против аббасадов, был вновь разбит, попал в плен, и был казнен
18 августа 750 года. Все захваченные в плен Омейяды так же были казнены. Сбылось
пророчество Мухаммеда о переходе религиозной власти к потомкам Аббаса.
главная