Лимарев В.Н.
Краткая история Ирана (иранского
суперэтноса).
Факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Акматическая фаза. (Зрелость).
Первый период: вхождение во власть.
Начало пятого века.
Иран – принцип
престолонаследования.
К началу пятого века в состав Ирана входило все Иранское нагорье с
Прикаспийской низменностью (современный Афганистан и Иран), Нижняя Месопотамия
(Ирак), Кавказская Албания (Азербайджан, Дагестан) и большая часть в Армении и Грузии. Это огромная территорией была разделена на области, где
правили цари - шахдары, подчиненные
шахиншаху (царю-царей).
Правивший род Сасанидов, не
разработал концепцию передачи власти и поэтому
шахиншах стремился назвать приемника при жизни, но не всегда передача
власти проходила гладко. В результате
дворцовых интриг власть могла перейти к брату умершего или другому
родственнику, и только в конце 5 века утвердился порядок престолонаследования
от отца к сыну.
408-424 г н.э.
Шахиншах
Йездигерд (Ездгерд) I отступник.
Император
Византии Аркадий сделал своего сына Феодосия
соправителем в 402 году, когда ему было около года.
После
смерти императора Византии Аркадия в 408
году придворный египтянин префект претория
Анфемий, пользовавшийся большим влиянием
при дворе императора, стал фактическим правителем Восточной Римской
империи, управляя от имени семилетнего
императора Феодосия. Византия заключила
мирный договор с Ираном и якобы по завещанию императора Аркадия шахиншах Ирана Йездигерд (Ездгерд) I стал опекуном
малолетнего Феодосия.
Сближение
Йездигерд (Ездгерд) I с Восточной Римской империей было обусловлено
желанием шахиншаха ослабить влияние зороастрийского духовенства в государстве
Сасанидов. Йездигерд (Ездгерд) I стал покровительствовать христианам в Иране.
В 409 году Йездигерд официально гарантировал христианам открыто отправлять
культ. В 410 году был созван
христианской собор в Селевкии, объединивший христиан Ирана, главой церкви в
Иране стал епископ Селевкии
и Ктесифона. Он получил титул
"католикоса" и имел резиденцию в столице персидской империи. Члены собора
сделали следующее заявление: "Мы все единодушно умоляем нашего Милостивого
Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда».
Зороастрийцы
объявили Йездигерда 1 отступником. Под давление зороастрийцам к концу своей жизни
он отстранил от себя христиан, но это не спасло его от насильственной смерти в
421 году. Был так же убит и сын
Ездгерда - Шапур. В начавшейся смуте
вокруг престола царя-царей, в которой, несомненно,
участвовали христиане, победу одержал другой сын Йездигерда 1 - Вахрам, который
опирался на арабское войско. Вахрам 5 проявил себя как сторонник зороастризма и
подверг гонениям христиан. Христиане бежали в Восточную Римскую империю, многие
были убиты арабами, находящимися на службе шахиншаха. Гонения на христиан привели
к военным действиям между Ираном и Византией в 422 году, так как византийские
власти отказались выдать бежавших из Ирана христиан. Христианам удалось одержать
победу над вторгнувшимся в приделы империи
иранским войском, и вынули
Вахрама 5 подписать мирный договор, по которому
христианам
в Иране и зороастрийцам в Византии была предоставлена свобода вероисповедания. Обострившееся положение побудило в 424 году христианам в Иране созвать собор, на котором они
отделились от греческого православия, т.е. объявили о независимости иранской
христианской церкви.
421-439 г н.э.
Шахиншах
Варахран 5.
Памятники материальной культуры и
литературы донесли до нас образ Варахран — смелого охотника, имевшего многочисленные
любовные похождения, любителя пиров. Легенды о Варахране говорят, что он
поставил в особо благоприятное положение музыкантов, певцов и шутов при своем
дворе. Варахран 5 Гура был сторонником
зороастризма и был враждебен христианским кругам.
427 г н.э.
Кочевые
племена эфталитов на границах Ирана.
На восточных границах Ирана появились кочевые племена
эфталитов (белых гуннов), которые стали покорять народы
входившие в Кушанское государство.
428 г н.э.
Армения
получает широкую автономию в составе Сасанидского государства.
В персидской части Армении некоторое время ещё
сохранялась власть Аршакидов, но в 428 году персидский царь Варахране 5 обратил Армению в провинцию Сасанидского государства. С
низвержением Арташеса был положен конец Аршакидской династии в Армении.
Персы предоставили Армении значительную автономию.
Должности главнокомандующего и чиновника отвечающего за сбор налогов оставались в руках армян. «Великим судьей» в
стране был армянский католикос (глава христианской церкви).
438-457 г н.э.
Правление
шахиншаха Йездигерда (Ездгерда)
2.
Шахиншах Йездигерда 2 стремился укрепить как государственный
строй в Иране, так и её международное положение. Сасанидскому государству
приходилось вести борьбу как с
эфталитами на востоке, так и с Византийской империей, стремившейся
поддержать христиан в Иране. Для защиты северных границ
государства от гуннов и других
кочевников, проникающих в Иран через территорию Албании (Дагестан), в районе
Дербента, Йездигерда 2 создал
оборонительный комплекс, включивший в
себя северную и южную часть городской стены Дербента, расположенного на берегу
Каспийского моря, и стену, протянувшуюся
к неприступным вершинам Кавказа более чем на 40 км.
442-457 г н.э.
Восстание в Армении.
До 442 года между Ираном и Византией были
непрекращающиеся военный действия.
В 442 году Иран
нормализовал отношение с Византией.
Шахиншах
Йездигерда 2 принял решение укрепить позиции центральной власти в
Закавказье. Шахиншах отменил широкую
автономию в Армении и стал укреплять
позиции зороастризма в Армении и на подвластных персам территориях в Иберии (Картли)
и Албании. В частности функции «великого
судьи», исполнявшиеся армянским католикосом» возложил на верховного жреца
персов. Попытка ликвидации института
христианской церкви в Армении привела к восстанию. Восстание в начале 50 годов 5 века возглавил Вардан
Мимиконян, армия которого насчитывала 66
тысяч воинов. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и Византии,
однако византийский император Маркиан (450—457) не только не оказал поддержки,
но и сообщил о готовящемся восстании персидскому двору. В решающей битве между персами и армянами 26 мая 451 года
на Аварайрской равнине персидские войска
одержали победу, вождь армян Вардан погиб,
но сопротивление продолжалась, и персы были вынуждены приостановить искоренение христианства. Шахиншах
в конце 50 годов разрешил армянам
исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм,
разрешил вернуться в христианство. Не смотря на это, борьба армян с персами продолжалась весь период правления
Йездигерда 2. Эти войны привели к опустошению Армении и Албании.
442-450 г н.э.
Шахиншаха Йездигерда 2 укрепляет восточные границы.
Шахиншаху
вел войну с кочевыми племенами
(эфталитами, кидаритами), вторгшимися на
территорию Афганистана, входящую в
состав Сасанидского государства. Одержав победу над кочевниками,
шахиншах укрепил границу, построив пограничные крепости.
457-459 г н.э.
Междоусобица в Иране.
После смети
Ездгерда (Йездигерда) 2 между его детьми Йездигердом 3 и Перозом 2 началась
борьба за право стать царем царей. Ирана.
Будучи шахом Кушан Пероз 2
претендовал на трон шахиншаха.
Пероз 2 в
вооруженной борьбе победил сторонников Йездигерда 3 и стал шахиншахов в 459
году.
Пероз 2 во время конфликта уступил
эфталитом в обмен на их помощь Восточный Тохаристан (Бактрию) вместе с городом
Балхом.
Начало 60 г н.э.
Восстание в Албании.
В период междоусобицы усилилось албанское царство.
Албанский царь Ваче 2 предпринял попытку
обрести независимость. Началась длительная борьба персов по усмирению албан, которая привела к
опустошению большей части Албании. В Албании укрепились позиции зороастрийства.
468 г н.э.
Война с кидаритами.
Объединение племен кидариты, противодействовало объединению племен эфталиты в Средней Азии. Пероз 2 выступил против кидаритов, вероятно в союзе с эфалитами, и нанес им поражение. Земли кидаритов были частично присоединены к Ирану.
468-484 г н.э.
Война шахиншаха Пероза 2 с эфталитами.
Раздел
земель кидаритов между эфалитами и Ираном привел к войне Ирана с эфалитами.
Между
эфалитами и Сасанидским Ираном война продолжалась до 484 года.
В
484 г. Сасанидская армия была наголову разбита эфталитами. Пероз 2 погиб в бою. Победители захватили
гарем царя, обоз с казной и множество пленных. Сын Пероза 2 - Кавад остался у эфалитов в плену.
Иран
был обложен тяжелой данью, которую Сасаниды платили эфталитам вплоть до 60-х
годов 6 века.
481-484 г н.э.
Восстание в Закавказье. Нварсакский договор.
Борьба
Пероза с эфталитами истощила персидскую казну. Было увеличенное налоговое бремя
на подвластные Ирану территории в Закавказье (Армения, Иберия, Албания). Восставшие армяне изгнали персов из пределов
Армении; они разбили в 481 году персидские войска около селения Акори, а затем
вторично нанесли им поражение в 482 году. Царь Картли (Иберии) Вахтанг Горгасар возглавил
восстание против персов в 483—484 годах и
имел определенные успехи против персидского войска. После прихода к
власти в 484 году шахиншах Валарш обнаружил, что многочисленные войны
опустошили иранскую казну, и это обстоятельство вынудило его заключить Нварсакский договор, по которому Армения вновь
получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.
Были
так же восстановлены привилегии албанской знати, и была объявлена свобода
верования. Сасаниды обязывались не навязывать христианам зороавстризм, а
христиане не должны были обращать в свою веру огнепоклонников.
484 г н.э.
Христианская церковь в Иране становится несторианской.
В
484 г. сирийская церковь в Иране официально приняла несторианское вероисповедание,
в византийском православии считавшееся ересью, и порвала с византийской
церковью.
484 – 488 г н.э.
Шахиншах Валаш.
После смерти Пероза 2 шахиншахом Ирана был объявлен Валахш сын Ездгерда (Йездигерда) 2. Валашу досталась разоренная Перозом 2 казна, которую Пероз 2 истратил на войну с эфалитами, для выплаты дани эфалитов и для вызволения из плена своих родственников. Валашу, несмотря на прекращение войны с народами Закавказья, не удалось удержаться у власти. Созрел заговор, Валаш был ослеплен и низложен, его место занял прибывший с эфилитскими отрядами Кавада, который, как ставленник эфалитов, продолжил выплату им дани.
488 – 499 г н.э.
Покровительство Кавад 1 Маздаку.
В зороастризме произошел раскол. Жрец
Маздак провозгласил новое толкование
зороастийской религии, предложенное зороастрийским священником
Зардушт-и Хурракан, живший во времена правления шаха Варахрана
5
(421-439). Опора Кавад 1 на Маздака была
связана с обнищанием население и
нескольким голодным годам и вызванным этим волнением среди низов общества. Главный
постулат маздакизма гласил, что в основе мирового процесса лежит борьба между
светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым
началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно
завершится (уже в «этом мире») победой «добра» над «злом». Священники маздакиды
стали занимать важные посты в государстве
во время правления Кавад 1 маздакиты стали захватывать имущество знати и
передавать его нуждающимся. Несогласные с реформами были объявлены
приверженцами зла и подвергались репрессиям.
496 -499 г н.э.
Персидская
знать свергает Кавад 1.
В 496 году
царский совет сверг Кавад 1 и заточил
в крепость Анхуш, а на трон Ирана был возведен его младший брат Джамасп (Замасп).
Однако,Кавад 1
удалось бежать из заточения к царю эфталитов, на дочери которого был женат,
после чего он в 499 году вернулся в
страну с наёмниками - эфталитами, сместил своего брата Джамаспа и казнил
знатных заговорщиков. После этого Кавад 1 отстранил от себя маздакидов.
главная