Краткая история Ирана (иранского суперэтноса). 10 век.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Краткая история Ирана (иранского суперэтноса).

Факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Обскурация фаза (Старость).

Второй период – «реорганизация».

10 век

Узбекистан. Бухара. Крепость Арк. Резеденция эмиров.

  • Реорганизация. (10 век от начала этнич. истории)
  • Распад арабского Халифата при Аббасидах.(карта)
  • Средняя Азия в 10 веке.(карта)
  • Начало 10 века

    Зороастрийцы в начале 10 веке.

    Зороастрийский священник.

    Зороастризм по прежнему распространен в Арабском Халифате. Иранцы придерживаются вере предков в основном в горных областях, таких как Джифал (центральная часть Ирана) и Фарс (Парс). Святилища зороастрийцев находились на вершинах холмов. Повсеместно зороастийцы подвергались травле, мусульмане оскверняли и продергали надругательству зороастийские святыни, описаны случаи, когда собаку, особо почитаемое зороастийцами животное, мусульмане мучили в присутствии зоровастийцев. Создание среднеперсидских сочинений пехлевийским письмом фактически прекратилось к Х веку.

    Создание среднеперсидских сочинений пехлевийским письмом фактически прекратилось к Х веку.

    Начало 10 века

    Карматы

    В конце 9 века карматы создали государство в Саудовской Аравии, которое вышло из подчинения Багдада.

  • Карматы.(сайт: Материал из Википедии).

  • В начале 10 века активность карматов стала проявляться  в Южном Ираке. В 902 году карматы, возглавляемые Зикравайхом. нанесли поражение халифским  войскам под Куфой и дошли до Дамаска, который осаждали в 903 году.

    Но халифским войскам удалось разбить войска Зикравайха и казнить предводителя и его приближенных, и навести порядок на Юге Ирана и в Сирии.

    В двадцатые годы 10 века карманы активизировались вновь. В 923 году захватили Бастру (порт на юге Ирана). Борьба с карманами с переменным успехом продолжалась весь 10 век.

    В карматском движении  активно принимали участие низы общества: кочевники, крестьяне, ремесленники, так как основным лозунгом  карматов был - социальная справедливость. Карматские проповедники проникли и в государство Самонидов.

    Ар-Рази?

    Начало 10 века

    Ученый энциклопедист Ар-Рази.

    Не смотря на общий упадок в Арабском Халифате, Багдаде продолжал работать «Дом мудрости». Научные школы были и на ираноязычных территориях Арабского Халифата. О том, как относились в это время к ученым, т.е. о состоянии науки в Арабском Халифате можно судить, познакомившись с жизнью и творчеством великого персидского ученого энциклопедиста Ар-Рази.

    Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Средней Азии и Иране он получил разностороннее образование. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Прославился как искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в 10-13 веках.

  • Ар-Рази.(сайт: Материал из Википедии).

  • Средневековая иллюстрация поэмы Шахнаме.
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази.(сайт: Кафедра физхимии РГУ ).

  • Начало 10 века

    Язык фарси и начало образование таджикской нации.

    Таджик означает «не тюрок». Сформировалась таджикская нация  в конце 9 начале 10 века, тогда, когда  язык фарси получил право на жизнь при могущественных правителях Саманидах и стал разговорным языком для народов, населяющих Среднюю Азию вытеснив местный согдийский язык и для Ирана. Огромным толчком для распространения языка фарси послужило творчество поэта Рудаки, выходца из селения Панджруд (Таджикистан).

  • Стихи поэта Рудаки не о любви, это стихи о похоти.
  • Язык фарси вытеснил арабский язык, искусственно внедряемый завоевателями арабами как язык Корана, и в 10-12 веках стал выполнять функции языка международного общения и языка культуры и науки на большом пространстве востока исламского мира.

    В это время отдельные религиозные тексты уже получили свое распространение на языке фарси, но в мечетях читался Коран на арабском языке, большинство населения не понимала смысла текстов, и когда в мечетях молились, специальный человек делал знак, когда верующим нужно совершать поклоны.

    В период господства Саманидов возродился интерес к иранской старине, в частности составлялись на фарси сборники легенд и преданий о мифических и исторических богатырях и царях, живших до арабского нашествия. Эти мифологические своды обычно называют «Шах-наме» («Книга о царях»).

  • Шахнаме.(сайт: Материал из Википедии).

  • Начало 10 века

    Государство Саманидов в начале 10 века.

    Усыпальница Саманидов.Возведена на рубеже IX и X веков Исмаилом Самани для отца Амеда ибн Асада в Бухаре.

    В начале 10 века владения Саманидов включали в себя большую часть Средней Азии и Ирана и стали  самой могущественной державой на мусульманском Востоке. Столицей государства был город Бухара. В 904 правитель Абу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад  (893-907) смог отразить вторжение тюркских племен и стабилизировать положение в государстве.

  • Исмаил Самани.(сайт: Материал из Википедии).

  • Государство Саманидов процветало. Благодаря благоприятным климатическим условиям и успехам достигнутым в сельском хозяйстве,  в этот период были  неплохие урожаи.

    В Хорасане выращивали до 100 сортов винограда, сахарный тростник, оливы, пряности, бахчевые культуры, ячмень, хлопок… Страна богатела за счет караванов везущий товары на Ближний Восток и Европу из Китая и Индии. Большое развитие получило ремесленное производство, в основном производили одежду, посуду и украшения.

    Наиболее густонаселенной его частью являлась долина Заравшана, где располагались самые крупные города - Бухара и Самарканд. В их окрестностях находилось большое количество дворцов, замков и мечетей. Долина хорошо орошалась множеством каналов и утопала в садах.

    Рисунок на ткане. Средняя Азия. 10-12 век.

    Саманиды, как прежде, считалась вассальным государством, зависящим от Багдада, но налог сначала выплачивался нерегулярно, а затем Сасаниды перестали вообще присылать налог в Багдадскую казну.

    Ахмад II сын Измаила Самани, наследовавший трон в 907 году, правил недолго. Он был убит своими войнами в 914 г. На престол был возведен его 8-летний сын Наср II. Государственная власть находилась сначала в руках его просвещенного визиря Джайхони, а с 918 года в руках другого визиря - Билами. При них в основном сложилась политическая система государства Саманидов. Каждая из десяти отраслей управления находилась в ведении особого дивана, а во главе всего чиновничьего аппарата стоял визирь. На местах власть осуществляли наместники окимы, также подчинявшиеся визирю. Однако некоторые области управлялись собственными династиями и пользовались значительной автономией (в их числе Систан, Газна и Хорезм).

    Гвардия эмира, как и гвардия халифа  в Багдаде,  набиралась из тюрок.

    917- 936 г н.э.

    Зороастийцы переселяются в Индию.

    Группа зороастрийцев, жившая первоначально в городке Санджан, расположенном на юго-западе Хорасана, приняла решение покинуть Иран. С собой были захвачена религиозная литература. Из порта Хормузд, они переправились в 917 году на остров Диу (Индия), а затем в 936 году переправились на побередье индийского оболасти Гуджарат.  

    925-943 г н.э.

    Насра 2 эмир в  государстве Саманидов.

    Формально правителем государства Саманидов с 914 года считался сын Ахмада 2 – Насра 2, вступивший во власть восьмилетним ребенком, но фактически до  совершеннолетия государством управляли визири.

    Молодой эмир отличался крайне раздражительным характером и в гневе часто принимал решения, о которых потом жалел. По совету визиря Билами и амида Мусаби, он постановил, чтобы исполнение его приказов относительно казней и суровых наказаний откладывалось на три дня.

    В 942 году была предпринята попытка свержения эмира гвардией, но заговор был раскрыт, но он был вынужден отказаться от власти в пользу своего сына Нуха 1.

    925-943 г н.э.

    Карматы борются  за власть в государстве Саманидов.

    Во время правления эмира Насра 2 в эмирате активизировались карматские проповедники. Их вожди завоевали авторитет у низов общества: крестьян, ремесленников, торговцы и даже части чиновников. Проповедники карматов смогли  оказать влияние на эмира Насра 2, и он даже объявил себя карматом.  Элита общества организовала заговор против Насра 2 и заставила его отречься от поддержки карматов и передать власть своему сыну Нуха 1 (943-954). Новый эмир приказал схватить и казнить вождей карматов, конфисковать их имущество. Суннизм, вновь стал государственной религией в государстве Саманидов. 

    Молитва мусульманки. Музей религии. фото Лимарева В.Н.

    932 - 935 г н.э.

    Образование государства Зияридов.

    В Гиркании – области, которая расположена вдоль юго-восточного берега Каспийского моря (бассейне современных рек Гурган и Атрек), военачальник  из знатного иранского рода Мердавидж ибн Зийар, захватив власть, он объявил о создании независимого государства. Он направил войска на завоевание Багдада, но не смог осуществить своих планов, так как был убит в Исфахане своими солдатами.

    935 -945 г н.э.

    Образование государства Буидов.

    После убийства своего предводителя Мердавидж ибн Зийара, образовавшего государство Зияридов, власть захватили три брата дейлемита — (Али, Хасан и Ахмед),

  • Дейлемиты.(сайт: Материал из Википедии).

  • Братья Буиды закрепились о владениях  завоеванных Мердавидж ибн Зийаром, затем покорили весь Парс (Фарс).

    В 945 году ими был захвачен Багдад, халиф был лишен власти, оставаясь номинальным главой мусульман-сунитов. Под властью буидов оказалась обширная территория, включающая Ирак и западную часть Ирана. Вся захваченная территория была разделена между братьями.

     Древние стены Шираза

    Столицей государства стали Шираз в Парсе (Фарсе)  и город на Севере Ирана - Рейе (Рей).

    Буиды были ревностными приверженцами шиизма. Во время их владычества происходили ожесточенные столкновения шиитов с суннитами.

    Происходи постоянные конфликты в правящей династии, доходившие до вооруженных столкновений, и конфликты между буидами и тюрками.

    Правитель.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    949-983г н.э.

     

    Государство Буидов при шахиншахе Азуд ад-Доуле.

    Буид Азуд ад-Доуле удалось за период свое правления поднять самосознание иранского народа, обеспечить стабильность в государстве. 

    В 60-х годах 10 века  Азуд ад-доуле принял древний титул шахиншаха и стал проявлять себя как заботливый и мудрый правитель.  В его правления власти проявляли заботу о благосостоянии граждан, развивали и ремонтировали оросительную систему.

    Правитель покровительствовал ученым. Им была в Ширазе собрана хорошая библиотека.

    Проявляя веротерпимость, шиит Азуд ад-доуле наладил хорошие отношения с суннитами и христианами. Государство Буидов стало приходить в упадок уже после смерти Азуд ад-доуле, сыновья которого начали междоусобную борьбу.

    949-983г н.э.

     

    Столкновения между мусульманами и зороастрийцами в Фарсе.

    При правлении шахиншаха Азуд ад-Доуле зороастрийцы в его государстве не преследовались. Сам шахиншах с почтением относился к зороастрийцам, так как считал зороастризм религией своих предков. Согласно официальной идеологии его род происходит от Сасанидского царя Вахрама V, секретарь шахиншаха был зороастрийцем.  

    Ранее постоянно преследуемые мусульманами зороастрийские маги, почувствовав поддержку властей, стали делать полпытки вернуть персов к религии предков, что привело к неизбежному столкновению с мусульманами. Ожесточенные кровавые стычки между мусульманами и зороастрийцами происходили в Ширазе (столица провинции Фарс) в 979 году.

    Вторая половина 10 века.

    Распад  государства Саманидов, образование государства  Газневидов  и государства Караханидов.

    Государство Саманидов. (Карта)

    С середины 40-х гг. 10 века появились признаки упадка государства Саманидов: правительство стало испытывать финансовые трудности, жалованье войску выплачивалось с задержками, налоги росли.

    Стали вспыхивать мятежи и восстания. В 947 году  мятеж произошел в самой столице, возглавляемое дядей эмира,  восстание эмиру Нуха 1 (943-954) удалось подавить, опираясь на тюркскую гвардию, влияние тюрок возросло  в государстве.

    При сыне Нуха, Абд ал- Малике I (954-961), чрезвычайно возросло влияние хаджибов - начальников тюркской гвардии, которые стали полновластными хозяевами страны. Главный хаджиб Алп-тегин и визирь Абдали Балами фактически держали в своих руках всю власть. Абд ал- Малик правил семь лет: в ноябре 961 г. он погиб при падении с лошади.

     При правлении его брате Мансура I (961-976), произошла попытка отстранить хаджиба Алп-тегин от власти, произошел военный конфликт. Несколько тысяч верных хаджибу Алп-тегин гулямов захватил Газну (город на юго-востоке  Афганистана) и основал там независимое государство Газневидов.

  • Газневидское государство.(сайт: Материал из Википедии).

  • В момент смерти Мансура I его сыну Нуху II (976-997), ставшему эмиром, было 13 лет, вместо него государством управляли мать и назначенный в конце 977 году визирь Абу-л- Хусайн Абдаллах Утби.

    В 982 году гвардейцами был убит визирь Абу-л- Хусайн и реальная власть вновь перешла в руки хаджибов.

    В 992 году кочевые племена тюрок  создали государство Караханидов в Семиречье, они вторглись в государство Саманидов, часть войск перешло на сторону тюрок. Тюрки захватили Бухару, разрубили город и ушли из Мавераннахра.

  • Караханидское государство.(сайт: Материал из Википедии).

  •  Бухара. Фото Лимарева В.Н.

    К 995 году Караханиды овладели всем бассейном Сырдарьи, одновременно эмир Газны Себюк-тегин захватил владения Саманидов к югу от Амударьи.

    Нух 2 умер в июле 997 г. Его сын Мансур II (997-999) не смог организовать сопротивлении тюркам. Призывы правящей династии к населению взяться за оружие для защиты от втершегося врага ни имели успеха. Население встретило завоевателей совершенно пассивно.

    В октябре 999 года  караханидский хан Наср-хан без сопротивления занял Бухару. Низложенный эмир Абд ал-Малик был отправлен в Узгенд и заточен в темницу. Это было время наивысшего могущества Караханидов, когда их владения простирались от Бухары и нижнего течения Сырдарьи на западе до Семиречья и Кашгарии на востоке.

    Газневиды захватили все земли Саманидов к югу и западу от Аму-Дарьи.

    Смерть героя.(Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    990-1002 г н.э.

    Бухара  научный и культурный центр Средней Азии. Авиценна в Бухаре.

    В Бухаре  в конце 10 века  был научный и культурный центр в ней строились роскошные храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы, архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой. 

    Авиценна

    В 990 году Авиценне (Абу-Сину) было всего 10 лет, он был сын бухарского чиновника  и с раннего детства проявил свое пристрастие наукам. Благодаря высокому положению отца  и феноменальным способностям он получил хорошее образование. В 10 лет он уже наизусть знал Коран, к 14 годам под руководством  учителя врач Абу Сахл Масихи, он познакомился с достижениями медицины того времени, изучил «Теоретическую и практическую медицину» известного арабского врача  Фараби, затем  все тридцать томов знаменитого  ученого ар-Рази, и стал практикующим врачам. Семнадцатилетним юношей, он  был допущен  для лечения эмира, и его лечения диетой помогло любителю вкусно  и много поесть эмиру.  Абу-Сина допустили в библиотеку эмира, где он познакомился  с трудами, как восточных мыслителей, так и античным наследием. В 18 лет он начинает переписываться и вступает в дискуссии по вопросам физики, философии, астрономии с крупнейшими учеными Востока, в том числе со среднеазиатским ученым-энциклопедистом Бируни.  Когда Авиценне было 19 лет, орды кочевников тюрок, из так называемого государства Караханиды, захватили и разграбили Бухару, установив там свою власть. Библиотека эмира сгорела,  новые власти не поощряли занятие наукой.

    Согласно легенде Абу-Син на память записал все, что изучил в библиотеке, обобщив изложенное  в многотомном труде «Собрание»,  состоящем из 20 томов, главная часть которого была медицинским справочником. Закончив этот труд ориентировочно в 1002 году он бежал из Бухары в столицу эмира Хорезм город Ургенч, который тогда еще не находился под властью тюрок и управлялся пресвященным правителем Абу Хасан Али ибн Мамуном (997-1009.

    976-1011 г н.э.

    Фирдоуси завершают работу  над Шахнамэ.

     

    Фасад мавзолея  Фирдоуси.

    В 975 году умер поэт Дакики так и  не закончивший работу над  задуманными им  литературной обработкой хроник Сасанидов «Худайнамэ». Работу продолжил поэт Фирдоуси, который работал над поэмой более 30 лет. Закончил свою поэму Фирдоуси уже после гибели государства Саманидов.

    Начиналась поэма, в изложении Фирдоуси,  внутри иранскими распрями, борьбой оседлых иранцев  с кочевыми иранцами, затем включала в себя историю Сасанидов, по покорения Ирана арабами. Затем Фирдоуси описывает трагический период господства арабов, о которых проскальзывает неприкрытая ненависть. Всего поэма состоит из 60 тысяч двустиший.

    Тюркский правители султан Махмуд Газнави, разрушивший государство Саманидов, прохладно отнеслись к поэме «Шахнамэ», когда Фирдоуси пытался заручиться его поддержкой.  В 11 веке Фирдоуси работал над поэмой, не имея материальной поддержки со стороны властей, находясь в крайней нищете.

    992-997 г н.э.

    Образование независимого эмира Хорезм. Хорезмшах Мамун ибн Муххамед.

    Правитель города Гургандж  (Ургенч) –эмир Мамун ибн Муххамед сверг правившую в  Хорезме  династию наместников Арабского Халифата  Афригиды  и  подчинил себе весь Хорезм  . В 995 году он принял титул хорезмшаха  и стал  правителем независимого государства Хорезм. В 997 году он был убит своими войнами  (вероятно, тюрками). На престол был возведен его сын Али (997-1009), который женился на сестре будущего правителя Газневидское государства

     -тюрка  Махмуда Газневи  (998-1030) со столицей в городе Газли (современный Афганистан)

    Хорезм, располагавшийся по нижнему течению Амударьи, представлял собой хорошо орошаемую, богатую сельскохозяйственную область. Окружающие степи и пустыни отделяли его от внешнего мира,

    Рисуноки на ткане. Средняя Азия. 10-12 век

  • главная